Кино, которое лучше всего характеризует единственный эпитет — «юбилейное» — впрочем, оказывается художественно небезынтересным. Сабит Курманбеков, сам больше известный как художник-постановщик, чем как режиссер, вместе с художником «Оралмана» Рустемом Одинаевым сделали фильм визуально сдержанный. В нем нет привычных отечественному зрителю голубо-зеленых пейзажей с горами, степями и лошадьми, которые в казахстанском кино то и дело спорят с протагонистом за пальму первенства.
Лаконичная и бедная на цвета картинка, правда, объясняется и тем, что действие первой трети фильма происходит в Афганистане, в затем в поселке в Кызылординской области: осень и зима и там, и там взгляд не радуют. Но некоторые эпизоды, как, к примеру, расстрел организатора кинопоказа в лагере беженцев на афганской границе (здесь Курманбеков передал привет сам себе: на самодельном экране транслируется его предыдущий фильм – «Поздняя любовь»), когда на белом полотне видны тени палачей и растекающаяся кровь, или сцена, где семья Сапаркула на маленькой лодке сплавляется по широкой, «мятного» цвета, реке, - контрастируют с общим фоном и кажутся особо эстетическими (или даже - эстетскими).
Что касается сценария «Оралмана», то здесь тоже все достаточно блекло, но в отличие от художественного решения, это не поставишь фильму в достоинство. Сценарист Нурлан Санжар, планировавший рассказать историю сложного пути возвращения героя на родину и проблематичной его адаптации среди своих, но чужих, на самом деле наградил своего персонажа вполне обычной, если даже не легкой, судьбой. И афганскую границу он проходит без проблем, и жильем и работой его в поселке обеспечивают, и даже сельский аким, когда узнает, что Сапаркул – азаншы, призывающий мусульман к молитве, предлагает ему строить мечеть. И Сапаркул ее строит и быстро достраивает. И в конце фильма (спойлер!) беспрепятственно получает казахстанское гражданство. Все испытания, которые герой выдерживает в рамках фильма, любому казахстанцу покажутся сущими мелочами. На строящейся мечети отмыли деньги – кого этим удивишь. Сборщики металлолома побили оралмана – так они и любой другой национальности человека побили бы, если б он у них грузовик угнал. Тем более побили так, легонько, одно название.
Кроме этого, в фильме есть несколько побочных сюжетных линий, которые на развитие сюжета никак не влияют, но отчаянно перетягивают на себя внимание. Например, действие разворачивается в поселке Торетам близ космодрома Байконур, и персонажи то и дело видят взлетающие ракеты. Тотально это на истории не сказывается, разве что дает долю поэтичности: обломками ракет Сапаркул украсит свою мечеть. Или выясняется вот, что аким и оралман во времена советской кампании в Афганистане воевали по разные стороны, что в конечном итоге даже на их отношения особого отпечатка не накладывает. Так что, как бы ни хотелось еще сказать пару слов об антагонистах, но их в фильме отчего-то нет.
И наконец, финал. Финал, на котором крупными золотыми буквами написано, что он праздничный. Распускаются маки, излечивается контуженная немая дочь героя, беременеет его жена, а сам азаншы Сапаркул, уже имея в кармане паспорт с голубой обложкой (почему, кстати, не удостоверение личности?), призывает верующих к молитве с крыши собственноручно построенной мечети.
К счастью, исполнитель главной роли в «Оралмане» Дулыга Акмолда достаточно обаятелен и талантлив для того, чтобы его персонаж не был откровенно приторным. В ауэзовском театре, где Акмолда остается одним из ведущих актеров, буквально несколько недель назад он сыграл в спектакле к 25-летию независимости, где исполнил роль другого переселенца – японца Тацуро Ахико, который был пленен в 40-е годы и так и прожил всю жизнь в Карагандинской области. Удивительно, что Акмолда как-то одинаково похож и на японца, и на афганского казаха, и в обоих образах он выглядит честно и вполне привлекательно, несмотря на их откровенную «отретушированность».
«Оралман» - это такое кино, которое смотреть не то чтобы особо увлекательно (еще на начальных титрах по большому счету понятно, чем все завершится), но во всяком случае оно не оставляет чувства неловкости. Однако заранее можно говорить, что в прокате фильм ждет не радужная перспектива: это не тот формат и не тот жанр казахстанского кино, куда охотно идут зрители. Создатели, впрочем, от «Оралмана» массового успеха и не ждут: его, в первую очередь, будут катать по фестивалям, а уж потом покажут на родине.