Оригинальное название: Fantastic Beasts and Where to Find Them
Жанр: фэнтези, приключения
Бюджет: 180 миллионов $
Хронометраж: 133 минуты
Режиссер: Дэвид Йейтс
Актеры: Эдди Редмэйн, Кэтрин Уотерстон, Колин Фаррел, Джон Войт, Саманта Мортон, Элисон Сьюдол
Атлантика, 1936 год, пароход прибывает к гавани Нью-Йорка. С борта сходит молодой рыжеватый британец с кожаным чемоданчиком и несколько испуганным выражением лица – Ньют Саламандер (оскароносец Эдди Редмэйн). В чемоданчике явно кто-то находится – но когда таможенник просит открыть его, он видит только стандартный набор путешественника, одежду, карманные часы и прочее. Впрочем, это лишь потому, что Ньют успел нажать кнопку «маглоотвод» на замке. Саламандер – магозоолог, он изучает магических животных, и в Америку прибыл с разными целями, каждая из которых связана с волшебными тварями.
Гуляя по Нью-Йорку, Ньют немедленно попадает в передрягу – его заносит в уличный митинг, где фанатичная дамочка (Саманта Мортон, дважды номинант «Оскара») из Ново-салемского общества призывает толпу объединиться перед лицом угрозы со стороны ведьм и колдунов; из чемодана таки сбегает волшебная зверушка, похожая на помесь крота и ехидны, которая немедленно начинает обчищать карманы прохожих; а когда Ньют пытается изловить своего крота-клептомана, за ним увязывается подозрительно любопытная девица. Девица оказывается бывшим мракоборцем по имени Тина Голдштейн (Кэтрин Уотерстон), и она наблюдает, как Ньют наводит переполох в банке, стараясь вернуть сбежавшего зверя, да еще втягивает в свои передряги полноватого рабочего консервного завода Якоба Ковальски (Дэн Фоглер), пытавшегося получить кредит на открытие булочной. Невзирая на отсутствие у нее соответствующих полномочий, Тина арестовывает Саламандера за ряд нарушений, и тащит его в штаб-квартиру Магического конгресса США (МаКУСА). Таким рвением она планирует вернуть себе место в рядах мракоборцев, но начальству не до нее – в Нью-Йорке творится черт те что, странная магия разваливает в руины жилые дома, и главы МаКУСА страшатся, что эти события вызовут страх американских маглов перед магами. «А те, кто боятся, нападают» - резюмирует президент конгресса.
Возвращение киноиндустрии в магическую вселенную Джоан Роулинг было неизбежным, учитывая перманентный кризис жанра в блокбастерном кинематографе, бедным на беспроигрышные идеи, и памятуя о сладких цифрах, которыми исчисляются заработки «Гарри Поттера» только в прокате (даже без парков развлечений, доходов с домашнего видео и мерчандайзинга, франшиза принесла за десять лет умопомрачительные 5,3 миллиарда $). И «Фантастические твари…» - это не отдельно стоящая одномоментная история для преданных фанатов, которой были книга и театральная постановка сиквела «Гарри Поттера» «Проклятое дитя», - нет, это крайне амбициозный проект, грозящий вернуть магический мир Роулинг в кинотеатры на ближайшую декаду. Ведь выходящий сегодня фильм – первый в пенталогии, нас ждут еще четыре фильма.
И надо признать, что «Фантастические твари…» - это очень серьезная и сильная заявка на триумфальное возвращение. Мастерство Роулинг растет, причем к довольно скромным литературным дарованиям писательница прибавила умение чувствовать экран – сказывается многолетняя вовлеченность в создание фильмов Поттерианы, - и сейчас в роли сценариста и продюсера картины ДжейКей на высоте. Новый фильм интересен сам по себе – причем не как экранизация популярной книжки (к выпущенному в 2001 году одноименному тому фильм имеет самое отдаленное отношение), а как кинематографическое произведение. Не мешает и то, что режиссер Йейтс пять лет своей жизни посвятил съемкам последних четырех серий Поттерианы, и отлично знает материал. В итоге Роулинг и Йейтс выдали замечательное кино – динамичное, пугающее, интригующее, в меру зловещее и мрачное, и одновременно смешное. И полное, что вполне логично, всевозможных забавных, ярких и впечатляющих магических тварей.
Несовершеннолетним зрителям довольно было бы и зверушек, но фильм будет интересен и взрослому зрителю. Помимо мощного актерского состава (а, кроме вышеперечисленных, тут заняты и блестящий Колин Фарелл в роли опасного манипулятора, и один из талантливейших актеров своего поколения Эзра Миллер в роли забитого тинейджера), картина предлагает ряд высказываний на проблемы, за последние восемьдесят лет вовсе не потерявшие актуальности. Особенно интересно рассматривать их в свете свежих президентских выборов в США. Сеттинг «Фантастических тварей…» помещает зрителя, путешествующего вместе с британцем Саламандером из Старого Света в Новый, в США 30-х годов прошлого века, где он наблюдает картину разобщенного общества. В этом обществе подспудно царят ксенофобия и нетерпимость к Иному, причем этим Иным для американских магов является сам Ньют, а для большинства американцев – вообще все маги. В этом обществе, внешне таком космополитичном, маски мгновенно слетают с лиц, когда речь заходит о неизвестном – неизвестное немедленно приравнивается к опасному, а на угрозу надо реагировать превентивным ударом. Эта концепция – противостояния маглов и магов, - всегда составляла одну из главных драматургических несущих конструкций произведений Роулинг, но сейчас данная тема актуальна как никогда. В мире Роулинг маг Гриндевальд, величайший темный волшебник до Воландеморта, который станет главным антагонистом новой эпопеи, всегда олицетворял именно те инстинкты человека, стремящегося очистить мир от инакомыслящих (собственно, сам Гриндевальд рифмуется с Гитлером на ряде уровней), - и его антимагловская риторика получает пугающий резонанс именно в наши дни. Выведение такого персонажа в главные злодеи новой киносерии всего через десять дней после выборов Трампа похоже на магическое предвидение – ведь фильм был снят еще год назад. Ужасно интересно, как этот фильм смотрелся бы в случае победы Клинтон…