Мади Мамбетов, специально для Vласти
Эта крепкая драма притворяется очень грустным фильмом, но по факту оказывается захватывающим зрелищем о том, что жизнь полна ужасов, но прожить ее стоит. Прекрасное кино, которое парадоксальным образом поднимает настроение.
Оригинальное название: Manchester be the sea
Жанр: драма, трагикомедия
Бюджет: 8,5 миллионов $
Хронометраж: 137 минут
Режиссер: Кеннет Лонерган
Актеры: Кейси Аффлек, Лукас Хеджес, Мишель Уильямс, Кайл Чандлер
Ли Чандлер(Аффлек) работает сантехником, электриком, уборщиком – короче, мастером на все руки, - в небольшом жилищном комплексе в небольшом провинциальном городишке. Вроде незаменимый, он все же занимает самую низшую ступеньку в социальной лестнице, и с тупым равнодушием выслушивает как истеричные жалобы жильцов, так и телефонные разговоры арендаторши квартиры, где он прочищает унитаз, в которых та признается подруге, что хочет трахнуть своего сантехника – самого Ли, то бишь. Заторможенный и холодный Ли живет в одиночестве в крохотной полуподвальной квартирке, нет-нет, терпит выговоры своего начальника и оживляется только после пары бокалов горячительного в баре, где внезапно устраивает неистовые драки. Персонаж странноватый, но не такой уж редкий – что в среднем поясе США, что, допустим, и на наших постсоветских пространствах. Конченный неудачник, сказал бы сторонний, чуждый такту и либеральным ценностям, наблюдатель.
И уж точно несостоятельный опекун, - но именно это позиция открывается вдруг перед Ли, когда его старший брат (Чандлер) внезапно умирает от порока сердца в их родном городе. Смерть эта не то, чтобы совсем неожиданная, - но кто из нас ждет, что такое случится? Покойный брат Ли оставляет после себя сына-подростка, Патрика (Хеджес), и кое-какое имущество. Всем этим теперь придется распорядиться угрюмому сантехнику, - и чтобы принять нужные решения, Ли придется вернуться в крохотный приморский городок Манчестер на восточном побережье США. Там его ждут не только осиротевший племянник, вся жизнь которого завязана на родном городке, старые приятели и важные решения, но и тягостные воспоминания о прежней жизни. Воспоминания, которые Ли топит в серой однообразности своих будней, алкогольных вечерах в баре и яростных кулачных боях там же.
«Манчестер» принадлежит к той категории фильмов, которые немедленно получают универсальное обожание критиков – но при этом остаются хорошими, интересными зрительскими картинами. С момента премьеры на фестивале Sundance в январе 2016 года этот фильм единодушно признавался одним из главных фаворитов «Оскара» (и получил пару премий в феврале этого года, за сценарий и игру Аффлека). Зачастую награды американской киноакадемии являются не плюсом в глазах рядового зрителя, а снобским маркером, клеймом «кино не для всех», - но здесь мы имеем другую историю.
«Манчестер у моря» - это великолепная драма об одиночестве, потере, покаянии и прощении, очень деликатно поставленная и прекрасно сыгранная. За роль в этом фильме младший брат действующего Бэтмена получил заслуженный «Оскар», - и Аффлек блистает в своем персонаже. Вся пластика, мимика, манера разговаривать и держаться в кадре и в жизни, свойственная Кейси Аффлеку (обычно говорящему довольно глухим голосом, сдержанному, неловкому, скупому на слово и на жест), тут идет на пользу его герою. Актер крайне лаконичными методами создает образ Ли – парня весьма и весьма несовершенного, но совсем не заслуживающего того груза горя и вины, который на него свалился. Легко представить, как легко могла бы погибнуть эта роль, сыграй ее более экспрессивный актер.
Однако неверным было бы указать, что все достоинства «Манчестера» держатся на плечах исполнителя главной роли – здесь есть и другие отличные актерские работы. Лукас Хеджес, играющий популярного в школе атлета, музыканта и сердцееда, племянника Ли, так же сдержанно и тонко воплощает своего персонажа. Мишель Уильямс, играющая бывшую жену Ли, в одной только сцене преподает всем актрисам своего поколения мастер-класс актерской игры. Но лучшая сцена фильма – крохотный, на несколько минут, эпизод с бывшей невесткой Ли (Гретчен Мол) и ее женихом (Мэтью Бродерик), где даже нет ни Аффлека, ни Уильямс; но этот незначительный момент отлично показывает уровень всего фильма – здесь все живее, чем в жизни.
И это странно, правда, - ведь «Манчестер у моря», по большому счету, рассказывает о том, как жизнь может замереть, и кровь может остановиться в венах, и свет погаснуть после каких-то трагических событий, - и при этом это на удивление жизнеутверждающая картина. Такое не часто показывают в кинотеатрах.