Мади Мамбетов, специально для Vласти
Завтра, в четверг, начинается показ нового фильма М. Найта Шьямалана, в котором Джеймс МакЭвой играет душевнобольного с диссоциативным расстройством идентичности. Говоря человеческим языком – психопата, в котором более или менее успешно уживаются 23 разных персонажа. Получился крепко сбитый триллер, которому не хватает совсем мелочей, чтобы стать классикой жанра.
Оригинальное название: Split
Жанр: психологический триллер
Бюджет: 9 миллионов $
Хронометраж: 116 минут
Режиссер: М. Найт Шьямалан
Актеры: Джеймс МакЭвой, Аня Тэйлор-Джой, Бетти Бакли, Хейли Лу Ричардсон, Джессика Сула
Популярная среди однокурсников студентка Клер (Ричардсон, звезда инди-проектов «Бронза» и «Почти семнадцать») празднует свой день рождения в компании лучшей подруги Марши (Сула) и практически всего курса. Не позвать угрюмую Кейси (Тэйлор-Джой), которая ссорится с учителями, держится особняком и не вызывает всеобщей симпатии, ей не позволило воспитание – хотя удовольствия от общения не испытывает никто из них. После завершения вечеринки папа Клер собирается развезти девочек по домам, да только за руль внезапно сядет совершенно незнакомый человек (МакЭвой). Он быстро вырубит трех подростков, и очнутся они в наглухо запертом месте, куда нет-нет начнет наведываться незнакомец, зловещий бритоголовый молодой мужчина в очках и с явными признаками обсессивно-компульсивного расстройства. А иногда будет заходить тот же самый мужчина – но в шали и водолазке и повадками викторианской леди. Или он же – но с ужимками и жестикуляцией девятилетнего мальчика, любящего плясать под Канье Уэста.
Девочки очень скоро поймут, что имеют дело с психопатом, но объединиться против общей угрозы не смогут: Клер и Марша захотят вырваться силой из заключения, но Кейси, сама демонстрирующая признаки асоциального поведения, попытается сыграть с похитителем в его игры.
Параллельно мы увидим почтенную даму, весьма уважаемого в профессиональном сообществе психиатра Карен Флетчер (Бакли), звездным пациентом которой является Кевин. Редкое психиатрическое расстройство собрало в теле Кевина 23 разных личности, весьма отличающиеся друг от друга. Доктор Флетчер не со всеми знакома, и привыкла иметь дело с Барри, дизайнером-модельером. Но в последнее время ей начинается казаться, что под личиной Барри скрывается другая, пока не известная ей персона. Ей бы встревожиться, но, кажется, доктор уж очень сильно увлеклась этим курьезным случаем, позволяющим ей блестяще выступать на крупных международных конференциях, и начинает думать, что Кевин не сколько душевнобольной, сколько новая страница в развитии человечества… Беда в том, что таинственная 24-ая личность, вызревающая в подсознании пациента, считает так же.
Манодж Нелльяту Шьямалан, дебютировавший в большой режиссуре «Шестым чувством», получившим шесть номинаций на «Оскар» и сделавший фразу I see dead people чуть ли не одним из первых мемов, долгие годы путает зрителей и критиков. Его любовь к большим формам (блокбастеры «Повелитель стихий» и «После нашей эры») сочетается с любовью к камерным фильмам (то же «Шестое чувство», «Визит»), его маниакальное пристрастие к сюжетным твистам в конце фильма в какой-то момент начало вызывать усмешки вместо восхищенных вздохов, его умение выжать безумную кассу из крохотных к точки зрения бюджета картин и одновременно талант топить в прокате потенциальные франшизы, уже 17 лет ставят в тупик: то ли гений, то ли шарлатан. «Сплит», уже собравший в мире больше 250 миллионов долларов против 9-миллионного бюджета, кажется, окончательно отвечает на этот вопрос: не гений, но влюбленный в кино талантливый ремесленник. Выходящая завтра на казахстанские экраны картина не является шедевром, но и неудачей ее не назовешь.
Здесь есть все, что ждет зритель от картины такого жанра – в первую очередь, саспенс, который в основном зиждется на пугающем чередовании ложных идентичностей в теле одного антагониста и попытках вычислить, кто сейчас управляет этим телом. Ощущение клаустрофобического удушья дает камерная атмосфера фильма, большая часть действия которого проходит в лишенном окон жилище Кевина. Погони по темным коридорам. Глубокое копание в психологических травмах. «Сплит» является одним большим сеансом психотерапии, постепенно переходящим в кромешный кошмар. До шедевра, равного хичкоковскому «Психо» не хватает совсем немногого.
Сдержанный и выверенный сценарий развешивает на стенам ружья – и все они выстрелят, но, кажется, не все своевременно. Отличные актеры делают свою работу слаженно и добросовестно – но Аня Тэйлор-Джой была куда убедительнее в «Ведьме», а МакЭвой, который наверняка взялся за эту роль чтобы показать мастер-класс актерской игры, иногда переигрывает как Джим Керри на стероидах. И ко всему прочему, картине не хватает, как ни странно, юмора – именно вовремя подпущенный для разрядки комизм сделал из шьямалановского «Визита» двухлетней давности настоящее наслаждение для зрителя. «Сплит» же страдает от тяжеловесной серьезности, которая почти делает его скучным.
Впрочем, в зале всегда найдется пара идиотов, которые начнут смеяться, когда телом главного героя будет управлять Патриция. Хотя что смешного в МакЭвое с румянами на щеках и в шали? Страшное же зрелище.