Жанр: историческая драма, биография
Бюджет: $25 миллионов
Хронометраж: 125 минут
Режиссер: Джози Рурк
Актеры: Сёрша Ронан, Марго Робби, Гай Пирс, Джо Алвин, Дэвид Теннант
Цена билета: от 600 до 5000 тенге
Овдовевшая после брака во Франции королева Мария Стюарт (востроносая, красивая как куколка трижды номинантка на «Оскар» Ронан) возвращается на родину – юная женщина плохо перенесла дорогу, и ее буквально рвет на землю отцов, даже вуаль откинуть не успевает. Группка взволнованных фрейлин старается вытащить свою госпожу на твердый берег из прибрежных волн. С этого весьма физиологичного зрелища начинается фильм, посвященной одной из самых драматичных фигур мировой истории – первой правящей королевы, которая жила, любила и завершила свои дни под топором палача. Это не спойлер, потому что мы в общих чертах эту драму все в школе проходили.
Такая тотальная известность героини является колоссальной ответственностью, с которой надо справляться. Мария Стюарт была героиней сонма романов, от произведений Дюма-отца до Стефана Цвейга, ее судьба волновала художников последних лет четырехсот, и отдать ей должное на большом экране – дело чести.
Новый фильм про королеву шотландцев заботливо и тщательно проходится по главным перипетиям ее взрослой жизни – возвращение на родину, столкновение со сводным братцем (бастард ее отца, граф Морей, правил страной в отсутствие выданной замуж за французского короля Марии), религиозная распря (в те дни католичка Мария оказалась практически один на один с принявшим протестантство населением), попытки найти мужа, драма второго брака королевы, второе вдовство – и третий брак. Плюс по всем повествованиям о жизни Марии Стюарт периферийной линией всегда проходит история ее кузины (не сестры, конечно, - и даже не кузины, - исторически точно: двоюродной тетки) Елизаветы I Тюдор, королевы Англии. Ведь королева Шотландская была ближайшей родственницей и, следовательно, потенциальной наследницей владычицы главного королевства Британских островов. Так что судьбы этих двух экстраординарных женщин всегда проходят в тесной связке.
Из всего этого материала можно было бы собрать не только один полнометражный фильм, а целую эпопею. Ее хватило бы на кинофраншизу (как, например, эпопея с судьбой Елизаветы, за которую Кейт Бланшетт номинировали на «Оскар») или полноценный телесериал в духе «Игр престолов» (телеканал The CW сделал смелую, но совершенно безмозглую попытку с проектом «Царство» в 2013-2017 гг). Театральная режиссерка Джози Рурк, поставившая в Лондоне с дюжину спектаклей по Шекспиру, амбициозно взялась за эту задачу – и, к сожалению, преуспела лишь отчасти.
«Две королевы» являются серьезной, дорогой и качественно снятой и спродюсированной драмой, в которой природные ландшафты, костюмы героев, аксессуары и грим, а также музыкальное сопровождение заслуживают всяческих похвал. Это фильм, в котором собран великолепный актерский ансамбль, - исполнители главных ролей плохо играть не умеют, кажется, в принципе. Это хорошо сыгранный, грамотно смонтированный и отлично оформленный фильм. Единственная проблема которого в том, что история, которую он рассказывает, разрывается между потаканием самым разнузданным легендам о героях, попытками провести ревизию исторических стереотипов и привести весь этот довольно готичный и суровый рассказ в соответствие с современными нормами жизни общества.
Но в итоге мы видим разнобой мотивов и интенций: то у нас в кадре царит мультикультурность (убийственная вещь для исторического байопика – нельзя в кадре показывать английским послом чернокожего актера, а роль фрейлины Елизаветы Английской, чистопородной аристократки в десятом колене Бесс Хардвик отдавать этнической актрисе Джемме Чанг, - и ждать, что зритель поверит), то разыгрывается карта женской солидарности (тут есть откровенно выдуманная сцена свидания двух королев, в реальной жизни не встретившихся ни разу). То грохочут боевыми барабанами темы засилья патриархата, то звучит лютней анахроничный мотив приятия гомосексуальности (автор отзыва всецело за, - но всему свое время, в антураже 16 века все эти сюжетные построения выглядят ужасающе неуместными). Реальные исторические факты смело смешиваются с откровенно высосанной из пальца отсебятиной, что придает зрелищу оттенок дешевой мыльной оперы. В итоге получается отчаянная мешанина, которая никак не собирается в стоящую историю.
интересных женщин, где костюмы, антураж, актерская игра и музыка составляют все элементы большого кино. Но этого большого кино не получается из-за проблем с сюжетом, закладываемыми смыслами и общим направлением картины. О чем этот фильм? О том, как трижды замужняя Мария Стюарт переиграла старую деву Елизавету Тюдор? Тогда почему именно Мария восходит на плаху? О том, что все проблемы женщин от того, что они не могут объединиться против манипулятивных и коварных мужчин? Тогда зачем выставлять этих коронованных героинь истеричными и откровенно слабоумными созданиями?
Нет ответа.
Одно печально – история дает драматургам невероятно плодотворный материал, работая с которым можно было бы не превращать жизни Марии Стюарт и Елизаветы I в водевиль. Жаль, конечно, - но зато остается вера, что когда-нибудь найдется режиссер, способный отдать этим монархиням должное, не впадая в гламуризацию истории на потребу поколению инстаграма.
Две королевы этого достойны.