5 февраля в киноцентре «Арман» состоялся премьерный показ казахстанского короткометражного фильма «Секс, страх и гамбургеры» молодого режиссера Эльдара Шибанова – такие просмотры, связанные с коротким метром, случаются редко, – и это порождает некоторые мысли.

Жанр: драма, комедия

Хронометраж: 20 минут

Режиссер: Эльдар Шибанов

Актеры: Чингиз Капин, Айсулу Азимбаева, Виктория Мухамеджанова

«Секс, страх и гамбургеры» первый отечественный фильм, вошедший в официальную программу короткометражных фильмов Orizzonti 75-го Венецианского международного кинофестиваля. Фестивальная судьба любого кинематографического творения разных форм является одним из основополагающих аспектов в оценочной системе координат современного зрителя. Сначала рассматриваются всё, что вокруг фильма – успех у фестивальной аудитории, кассовые сборы, рейтинги на киносайтах. За этим всем зачастую забывается содержание фильма, тем более – стилистика, художественная оболочка и прочие формальные составляющие. Так же и с малой формой кинематографа. Фильм рассказывает о тридцатилетнем фотографе Искандере (его сыграл Чингиз Капин), который переживает творческий (душевный) и сексуальный (физический) кризис. У него редкая для многих, но неудивительная для творческой Алматы профессия – он фуд фотограф – человек, снимающий еду для рекламы. К нему заходит случайная клиентка Анат (Айсулу Азимбаева). И между ними вместо профессиональных отношений создается странная и сумбурная эротическая связь, своей амбивалентностью напоминая переменный ток – сексуальные желания передаются то от мужчины к женщине, то наоборот. Частные события в квартире-студии происходят на фоне введения в городе красного уровня террористической опасности, связи с трагическими событиями июля 2016 года, когда было совершено нападение на правоохранительные органы города. 

Сбивчивость и хаотичность сюжета, комедийность истории интересным и показательным образом коррелируется с драматичными событиями на улицах.  Драматургическая условность, созданная намеренно, чтобы незнакомые герои оставались какое-то время вместе и сблизились потом, выходит на первый план – убийства настоящих людей подавляют и привлекают внимание больше, чем любовь персонажей. Даже спустя несколько лет, даже упомянутые в фильме мельком, для общей фабулы. Намеренно это хотели авторы передать или это вышло случайно, но ощущается печальное расслоение одной алматинской жизни – творческой, богемной, обеспеченной, и другой – выживающей, стреляющей и защищающей от пуль. Главные герои, словно прекрасные бабочки кружат, ссорятся, мирится – и все это на краю огромной бездны, над хаосом повседневного бытия, перед метафизической, культурологической и ментальной катастрофой. Слова «искусство» и «искусственность» переплетаются: персонажи, окруженные в квартире картинами, бюстами, скульптурами, сами кажутся манекенами, игрушечными куклами, управляемые нитями сценария (в частности) и состоянием общества в стране (в целом). Актеры привносят и театральную, и сказочную ассоциацию – вызывая в памяти печального Пьеро и прекрасную Мальвину. Искандера и Анат волнуют чуть больше секс, чуть меньше страх и все время гамбургеры, нас волнует смысловой ряд, спрятанный между кадрами.

В самих кадрах многие зрители могут ничего и не найти. В короткометражных фильмах это основная техническая и технологическая сложность – выстроить интересную фабульную канву. Справиться довольно нелегко, ведь дается небольшой временной отрезок. Желание секса, опасность страха, чувство голода и сумбурность истории актеры театра и кино Чингиз Капин и Айсулу Азимбаева передают на высшем уровне – даже чуть больше, барочным стилем, покрывая энергией все пространство кадра, скрепляя сюжет.

Показы короткометражных фильмов случаются довольно редко в казахстанском кино. Судьба короткой формы сложна и терниста – творения студентов, учащихся на кинематографистов и многих кинолюбителей, не берут в прокат, не показывают на телевидении, не покупают и не продают. Смысл создавать короткометражные фильмы может быть только один – готовиться к полнометражному, большому кино, тренировать свои кинематографические способности, экспериментировать и пробовать свои силы в создании стилистики, драматургических механизмов и так далее. На данный момент в нашем кино много действительно молодых и талантливых режиссеров – это доказывают такие фестивали, как «Байконыр» или «Бастау». Но все они сейчас в сфере именно коротких фильмов, небольших форм. Целая плеяда кинематографистов ширится еще больше и потихоньку внедряется в ряды старших братьев. Но когда отделятся конкретные имена – непонятно: переход количества в качество – вещь непредсказуемая. А пока нам приходится довольствоваться вещами, которые составили название фильма «Секс, страх и гамбургеры».