В какой-то неопределяемый момент второй половины 20 века главный редактор и основатель газеты «Французский вестник», издаваемой, собственно, во Франции и являющейся приложением к канзасской газете, умирает от сердечного приступа. Согласно последней воле усопшего, сотрудникам полагается выплата солидного увольнительного бонуса, а издание подлежит закрытию. Перед неминуемым расставанием осиротевшие журналисты и редакторы решают выпустить финальный номер с лучшими материалами издания. Так выглядит общая фабульная рамка нового фильма Уэса Андерсона. Звучит скучно, но это – Андерсон, который умудряется свое фирменное невротическое занудство облекать в такие затейливые и забавные формы, что даже перечисление сотрудников и подробный рассказ о месте действия (выдуманный французский город Аннуи-ан-Блез, что можно вольно перевести как «Скука смертная») завладевает вниманием зрителей похлеще многих триллеров.
Три главных материала финального номера составят три главы, три сюжетные линии картины, связанные между собой только страницами газеты. В одной культурная обозревательница «Вестника» Джей Кей Эл Беренсен (Тильда Суинтон в рыжем парике) рассказывает о том, как авантюрист и арт-дилер в исполнении Эдриена Броуди делает звездой современного искусства осужденного на пожизненное заключение убийцу (Бенисио Дель Торо). В следующей журналистка Люсинда Кременц (Фрэнсис Макдорманд) описывает очередное выступление студентов, из тех, что потрясали Францию в 20 веке, - но вместо политики-социальной аналитики у нее получается история про любовь и одиночество. В третьей фуд-критик Ройбак Райт (Джеффри Райт) должен написать про знаменитого полицейского-шеф-повара Нескафье (Стив Пак), а получается у него рассказ про похищение сына шефа полиции. Разные истории, рассказанные разными персонажами и разными актерскими составами, любопытным образом не противоречат друг другу и сшиты так умело вместе, что швов не замечаешь.
Вообще, кажется, «Французский вестник» является самым интересным и зрелым фильмом Андерсона. Режиссер стартовал как арт-хаусный вундеркинд больше двадцати лет назад, и долгое время был любимцем поклонников авторского кино – широко известный в узких кругах. Первую оскаровскую номинацию он получил почти двадцать лет назад за «Семейку Тенненбаум», но ему пришлось ждать до 2015 года, чтобы американская киноакадемия осыпала номинациями и наградами «Отель Гранд Будапешт» — девять категорий, четыре статуэтки. С тех пор Андерсон попал в мейнстрим и, говоря о нем, можно не пускаться в долгие объяснения, кто он таков и чем хорош. А хорош он тем, что очень точно попадает в ожидания многих зрителей, которые хотят смотреть уютные истории про эксцентричные семьи, снятые с невротичным вниманием к деталям, пронизанные грустным оптимизмом и тонким сарказмом. Уэс Андерсон, как ни странно, является одним из лучших сказочников в современном кино, снимая раз за разом истории про одну и ту же экстраординарную семью, которую раздирают противоречия, потому что все в ней необычны, но она сохраняет свою цельность и взаимную любовь, несмотря ни на что. Лично на меня этот нарратив действует очень успокаивающе.
Во «Французском вестнике» режиссер чуть ли не впервые выходит за рамки привычной схемы (хотя отход от прежних канонов заметен в других его последних фильмах — что в «Будапеште», что в «Острове собак»), и начинает рассказывать историю не такую камерную и герметичную, как обычно. Здесь он признается в любви к журналистике в целом и журналу «The New Yorker» в частности, — им он зачитывался в юности. Расширяя горизонт повествования, режиссер расширяет и актерский состав. С Андерсоном очень любит работать вся голливудская элита, его фильмы всегда, даже в далеких нулевых годах, собирали великолепные актерские ансамбли — в «Вестнике» работает цвет как американского, так и французского кино, включая с дюжину номинантов и лауреатов как «Оскара», так и его галльского эквивалента, «Сезара». Более сложная драматургическая структура и более широкий спектр тем не мешает Андерсону оставаться самим собой: он по-прежнему внимателен к деталям и строит кадр со старательностью иллюстратора детской книги, по-прежнему добавляет фантасмагорических и трогательно-смешных деталей в каждый кадр, по-прежнему любит вставлять комические гонки по улицам маленьких городков и анимационные эпизоды в фильм. В чем-то «Вестник» это и манифест определенного взросления, и признание в верности избранному стилю. Собственно, поэтому этот фильм и стоит смотреть – он не будет скучен свежему зрителю, и никак не разочарует старых поклонников. Плюс здесь имеется голый Тимоти Шаламе — а в наши дни уже один этот фактор может стать решающим.