В мирном современном Копенгагене беседуют двое. Один – датчанин, режиссер документальных фильмов. Второй – герой его картины, афганец. Обоим около сорока, они знают друг друга с подросткового возраста, но датчанин впервые слышит настоящую историю своего собеседника. Повествование уходит из Дании в Афганистан конца 80-х - начала 90-х годов, когда страна была полем боя между советскими войсками, разными военными образованиями, моджахедами. Амин, герой фильма, вспоминает свое детство, свой дом в Кабуле, где он живет с матерью, старшими братом и сестрами. Отца забрали советские солдаты, о его местонахождении семья не знает ничего. Мать уже совершенно седая, хотя не старая еще женщина. Жизнь семьи, несмотря на бушующую в стране войну и арест отца, кажется маленьким островком идиллии – свой дом, своя комната, постеры героев боевиков тех лет на стене, Брюс Ли, Чак Норрис. Прямо перед кроватью юного Амина висит постер с мускулистым бельгийцем Жан-Клодом Ван Даммом. В какие-то моменты Ван Дамм с плаката подмигивает мальчишке-афганцу – так тот понимает, что является гомосексуалом. Это не идеальная жизнь, но это хорошая жизнь. Мальчишки играют в футбол на улице, девочки болтают на крыше, мама готовит ужин.
А потом война приходит и в столицу. Амин и его семья едва успевают на последний самолет, чтобы сбежать от вступающих в Кабул моджахедов. По трапу они спустятся уже в заснеженной Москве начала 90-х. Пустые прилавки, менты, от которых разит водкой, унылые многоэтажки на окраине огромного чужого города. Единственным утешением – какая-то то ли «Просто Мария», то ли «Дикая роза» на экране телевизора, где согретые тропическим солнцем решают свои сердечные проблемы мексиканские актеры. Оставаться тут нельзя, нелегалам жизни тут нет, надо бежать дальше, на запад. Впереди будут заснеженные северные леса, трюм баржи, аэропорты чужих стран. Семья распадется, суждено ли ей собраться вновь?
«Побег» представляет собой интересное зрелище в первую очередь потому, что он совмещает редко совместимые жанры – документальное кино и полнометражную анимацию. Все в кадре – и герой, и режиссер, все персонажи, улицы и квартиры, - все нарисовано. Мультипликация здесь нарочито упрощенная, ничего диснеевского, это скорее двигающийся комикс, нарисованный в стиле графики углем, раскрашенный опытной рукой. Реальное видео вторгается в повествование только кадрами хроники, - то новости мелькнут, то танки, советские или афганские. Сочетание, настолько неожиданное, что сразу цепляет взгляд. И заставляет прислушаться к истории.
А сюжет здесь довольно предсказуемый. Судьба эмигранта, да еще мусульманина, да еще афганца, да еще гея. Он страдает, он преодолевает трудности, он преуспевает. Такое уже снималось и не раз. Такие фильмы, если сделаны они плохо или слабо, называют эксплуатационными и конъюнктурными.
Этот фильм сделан хорошо. Мастерски, точно, умело. Герой оказывается не просто манекеном, на которого можно посмотреть со страхом, сочувствием и облегчением («слава богу, у меня все не так плохо»), - Амин сложный, многомерный, глубокий персонаж. Отлично образованный, успешный в карьере, счастливый в личной жизни (он встречается со статным датчанином, они готовятся купить дом вместе), он все же не может найти покой и отдохновение от демонов прошлого. Но пока он рассказывает свою историю, с ним происходит определенная трансформация.
В фильме есть по-настоящему трагические сцены, есть саспенс и много печали, - но тут же мелькнет и смешная ситуация, и трогательный момент. В целом, это очень жизнеутверждающее кино. Для зрителя моего возраста, - мы с Амином примерно ровесники, - здесь и вовсе есть много такого, что вызывает приятное удивление: наш опыт так схож временами, и те же новости по телевизору, ковры на стене, Ace Of Base или Roxette в кассетном плейере, голливудская звезда на плакате из журнала…
Фильм «Побег» пару лет назад триумфально прошелся по международным кинофестивалям, получил много наград, был номинирован (впервые в истории) на сразу три «Оскара» - лучший фильм на иностранном языке, лучший полнометражный документальный фильм и лучший полнометражный анимационный фильм. Продюсерами на картине выступили оскароносный актер Риз Ахмед и звезда «Игр престолов» Николай Костер-Вальдау. Фильм можно посмотреть 5 июля в программе Qara Film Festival.