Официальная история  города Алматы начинается с 1854 года, когда на реке Малая Алматинка было заложено русское военное укрепление, преобразованное в город Верный 11 апреля 1867 года. Было бы огромной ошибкой  полагать, что строительством Верного занимался только Андрей Зенков, как пишут некоторые историки и краеведы. В планировке и строительстве нового города принимали участие: строитель крепости Александровский, ирригатор Козелло-Паклевский, один из авторов первого генерального плана города Криштановский, [Из первого генерального плана города, одним из авторов которого являлся Николай Криштановский: «…Город был задуман из прямых, широких улиц, расположенных строго по направлению с севера на юг, в полном соответствии с потоком воздушных масс: ночью - от снежных гор на равнину, днем – в обратном направлении. Эти улицы пересекаются под прямым углом поперечными, расположенными с востока на запад. Господствующие западные ветры продувают город…»]  и др. Первым городским архитектором был Серебренников. Затем, после его смерти в  1883 году его сменил Павел Гурдэ. Были десятки и других гражданских и военных инженеров. Было много имен известных и менее известных, но это их совместными усилиями город Верный строился и превращался в город-сад. Конечно, город был провинциальным и даже захолустным. Выделялась лишь его центральная часть. Это район так называемого, 1-го разряда. Здесь были сосредоточены лучшие здания в городе: дом губернатора, мужская и женская гимназии, военное собрание, архиерейское подворье, Кафедральный собор. На развитие Верного очень сильно влияло отсутствие железной дороги. И, тем не менее, небольшим городам Российской империи и не снилось такое соцветие ученых, деятельность которых была связана с г. Верным: Семенов Тян-Шанский, астроном Струве, геолог Татаринов,  географ Потанин, Бартольд, Богданович, Мушкетов и др.


Поль Гурдэ родился 8 января 1846 года в городке Кон-на-Луаре в Бургундии. Он окончил Императорский лицей Ниевра Дижонской академии, а также Императорскую школу профессий и искусств Шалон-Марн, где получил образование инженера по гражданскому строительству. Остается загадкой, что именно заставило его покинуть Францию.  Однако 15 мая 1870 года консульство Франции  в Санкт-Петербурге внесло его в списки французских граждан, прибывших в Россию.  В том же, 1870 году, Поль Гурдэ появляется в Туркестанском крае и пытается заняться коммерческими делами, в которых, сразу скажем, он не преуспел. Провал его первого (и последнего) коммерческого предприятия можно считать неудачей незадачливого предпринимателя и неопытностью иностранца.

8 февраля 1875 года Поль Гурдэ в Общем присутствии Сыр-Дарьинского областного правления в Ташкенте принимает присягу на русское подданство. С этого дня он становится Павлом Васильевичем Гурдэ и это имя он будет носить до конца своей жизни. Знакомство с губернатором Г.А.Колпаковским сыграло для Гурдэ роль спасительной соломинки, когда он в мае 1875 года получил назначение в Семиреченское областное правление сначала на должность простого чертежника, потом на должность младшего инженера строительного отделения Семиреченского областного правления. С 1883 по 1903 год  Павел Васильевич становится бессменным городским архитектором города Верного.

Академическое образование, педантизм, сочетающиеся с энциклопедичностью знаний, делают Гурдэ естественным участником многих идей и проектов в Семиречье. Здесь все создается впервые, а знающих людей не хватает.

На фотографии верненцев, наряду с губернатором Г.А.Колпаковским изображен и Павел Васильевич Гурдэ (второй слева в верхнем ряду).

Вся творческая жизнь Павла Гурдэ, покинувшего Францию в возрасте 24 лет, была связана с нашим городом. Он прожил здесь почти 40 лет. Гурдэ был награжден многочисленными орденами Российской империи. В 1899 году ему было присвоено звание почетного гражданина города Верного.

Беспрецедентный случай: за большие заслуги перед городом, при жизни, в 1906 году, его именем была названа улица, на которой он жил (ныне Чокана Валиханова).

Павлом Гурдэ были построены здания губернаторского дома, детского приюта, городского училища, женского училища, мужской гимназии, магазина купца Исхака Габдулвалиева и другие строения, являющиеся достопримечательностями современного Алматы. Он принимал участие в проектировании Свято-Вознесенского собора, Покровской церкви; в создании водопровода и появлении городского освещения.

28 мая 1887 года в городе Верном произошло разрушительное землетрясение.  За несколько минут город, который строился в течение 20 лет, был полностью разрушен. В память об этом была построена Знаменская часовня, которая возводилась на пожертвования горожан. Постройка часовни была поручена городскому архитектору Гурдэ. В советское время часовня была бессмысленно уничтожена. Не стало одного из прекраснейших творений  Павла Гурдэ.

Фотография с сайта almatykala.info

Городское двухклассное  училище возведено по проекту П. Гурдэ в 1890 году. С 1897 года  оно было преобразовано в трехклассное, а 26 мая 1897 года ему было присвоено наименование  «Колпаковское». Здание училища сохранилось до наших дней.

Здание Верненского детского приюта было построено в 1892 году городским архитектором Гурдэ, который  «употребил на постройку много бескорыстного труда». При приюте была Александро-Мариинская церковь, ее потом уничтожили. Само здание сохранилось. Ныне здесь городской медицинский колледж (пересечение ул. Кабанбай батыра и Наурызбай батыра).

В 1892 году мужская гимназия получила прекрасное двухэтажное здание, которое состояло из трех каменных корпусов, соединенных между собой галереями. Эти корпуса были построены по проекту Ташкентской гимназии и стоили областному бюджету около 190 тыс. рублей. Здание было полностью разрушено землетрясением 1887 года. Стихия уничтожила еще одно творение Гурдэ.

Здание губернаторского дома было построено по проекту Гурдэ, хотя сначала проект был составлен архитектором А.Бенуа, а производителем работ назначен Павел Зенков, отец  Аандрея Зенкова, строителя Кафедрального собора. Когда в 1883 году Гурдэ принимали на службу городским архитектором, то Верненская дума в своем журнальном определении писала «…что опытность его в архитектурном искусстве известна всему городу по построенному им по своему проекту губернаторскому дому, который по изяществу своему может служить украшением любого благоустроенного города…»

Губернаторский дом был разрушен землетрясением 1887 года.

 Купеческий магазин Исхака Габдулвалиева. Ныне «Кызыл тан». Год постройки — 1896.  В 1912 году Андреем Зенковым была проведена реставрация. Добавлены все эти изыски, которые изменили его первоначальный облик.

Женскому городскому училищу в 1899 году (в год, когда отмечалось 100-летие со дня рождения  А.С.Пушкина) было присвоено наименование «Пушкинское». Год постройки – 1898.  Здание сохранилось, но совершенно неузнаваемое  из-за бесконечных переделок. Сейчас здесь находится точка общепита KFC (пересечение ул. Гоголя и Пушкина). 

Создание Туркестанского кафедрального собора связано не только с личностью Андрея Зенкова, но и  с Павлом Гурдэ. 18 апреля 1898 г. вице-губернатор Семиреченской области П.Осташкин докладывает военному губернатору Г.Иванову свое мнение: «…ввиду трехлетней медлительности техников строительного отделения в составлении проекта и сметы на означенную постройку я полагал бы предложить им исполнить эту работу в течение двух месяцев, а если этого они, в силу неотложных других работ, исполнить не смогут, то теперь же поручить это дело инженеру Носовичу или городскому архитектору г-ну Гурдэ…»

         Следует резолюция губернатора: «…Конечно, было бы желательно, чтобы план и постройка собора остались за г-ном Гурдэ; знания, опытность и вкус которого могут служить порукой тому, что собор  будет прочен, обойдется недорого, выстроен скоро и по своему внешнему виду будет действительно Храмом Божиим и станет украшением городу Верному».

Епископ Туркестанский и Ташкентский Аркадий в своем письме от 25 апреля 1898 года дает согласие на поручение дела по постройке Кафедрального собора в Г.Верном городскому архитектору Гурдэ.

Но обстоятельства сложились так, что Гурдэ вынужден был отказаться от своего дальнейшего участия в проектировании и строительстве собора. В «Семиреченских областных ведомостях» (№37, 1901 год) член Туркестанской духовной консистории, священник Дмитрий Рождественский писал: «Г-н военный губернатор… уведомил его Преосвященство, что для скорейшего составления плана и сметы необходимо это дело поручить городскому архитектору Гурдэ… На что и было дано архипастырем  полное согласие…   Выбор строителя, впрочем, сделан был другой…»


4 июля 1914 года Семиреченские областные ведомости сообщили грустную весть: «В Петербурге скончался Павел Васильевич Гурдэ. Имя его с 70-х годов известно в Туркестане и особенно в Семиречье. Француз по происхождению, он с ранней молодости и в течение сорока лет отдавал свои силы на служение нашему краю. Семиречье и город Верный могут похвастаться многими проектированными и построенными им прекрасными сооружениями; городское самоуправление видело в нем самого горячего и умелого защитника местных интересов, и Павел  Васильевич вполне  заслуженно носил звание почетного гражданина города Верного. Сотням учащимся в Верненских гимназиях он памятен как широко образованный, разносторонний и гуманный наставник. Да будет вечная и благодарная память почившему!»

История сыграла с Гурдэ злую шутку: ему было суждено забвение. Мало кто из алматинцев знает верненского архитектора Павла Васильевича Гурдэ, много сделавшего для города, который он любил и считал родным.

                                                                ***    

В мае 2013 год мною была предпринята попытка восстановить историческую справедливость. Я обратилась с письмом в акимат города с просьбой увековечить имя Гурдэ в названии одной из улиц Алматы, тем более, что такой прецедент уже был. Надо сказать, что  к моей просьбе отнеслись довольно благожелательно. К письму я приложила две книги о Гурдэ, копии документов, фильм про Гурдэ. Остается только ждать и надеяться…

P.S. Землетрясение 28 мая 1887 года поставило вопрос о перспективах строительства в г. Верном. Именно в связи с такими обстоятельствами Гурдэ пишет пояснительную записку, в которой он утверждает, что «настала необходимость изменить существующие до сего времени городские строительные и лесные правила и заменить их новыми, более соответствующими местным условиями и существующим обстоятельствам…»

Он предлагает все эти новые правила и инструкции собрать вместе, а затем распространить между жителями города, для чего  их (правила) «приложить по одному экземпляру к каждому окладному листу, дабы все домовладельцы знали их…»