Главный архитектор Алматы – Габит Садырбаев вошел в свой кабинет со словами: «Что за личный прием с телевидением? Давай, убирай. Пресс-конференция это одно, а это что?! Вы пришли по делу, а это для чего? Реклама? Нет. Отдыхайте. Не надо учить, как говорить».
Общественники таким приветствием были явно удивлены. Однако, несмотря на все трудности, они смогли найти общий язык с чиновником. Со многими предложениями, которые выдвигали обеспокоенные горожане, Габит Султангалиевич соглашался:
— Ваша озабоченность правильная, поддерживаю. Будем работать. Нужно прописать какие-то особые условия по центру исторической застройки. Это же в наших руках, маслихат может это поддержать. А насчет того, чтобы непременно это здание сохранить, я бы так не упирался. Может вам этот проект понравится? Нельзя говорить, не попробовав.
По его словам, здание «Акбар плаза» - оказалось, что так официально уже называется строение на ул. Желтоксан, не представляет собой архитектурной ценности и не является шедевром:
— Вы что, ребят? Там наверху стоят коринфские ордера, на третьем этаже деревянная лепнина, окна заложены. Да там такое намешано: суп, бульон, бешбармак в одном казане! Вот это сделано в конце 80-ых, керамическая плитка недавно. Для чего беречь, если нет архитектурного стиля? У нас прямо так много классики и архитектурного стиля? Что бережем?
И все же в управлении уже отклонили четыре проекта постройки нового здания, предоставленные хозяевами здания. Среди них был современный супермаркет и стеклянная девятиэтажка. Причиной отказа стало несоответствие регламенту по застройке:
— Еще никто ничего не сносит. У них (Bay Shatyr Group – V) есть намерение. Сперва их эскизный проект был в девять этажей, потом мы сказали им придерживаться регламента, регламент здесь – 5-6 этажей. Приносили несколько эскизов, супермодерновому стеклянному зданию мы сразу сказали «нет». Сказали им: делайте под архитектуру конца 40-60 годов, скажем так, неоклассика. Они принесли четыре проекта, мы все четыре проекта отклонили.
Садырбаев то и дело прерывал свою речь, чтобы разразиться тирадой в адрес общественников из-за того, что они периодически его перебивали:
— Не надо ничего перебивать, я сам перебьюсь. Договорились, да?
А также призывал к интеллигентному общению:
— Мы же не в Бишкеке!
Главный инженер Алмасхан Ахмеджанов, присутствовавший на встрече, опроверг информацию об участке, все здания которого подвергнутся сносу:
— Вот они пишут, что до 2020 года планируется снос всех существующих зданий. Это неправильно звучит, потому что в Генеральном плане 2002 года написано, что планируются реконструктивные мероприятия. А что это такое? Это необязательно снос. Ветхие, подлежащие сносу здания, аварийные должны уйти. А те, которые попали в список памятников архитектуры, их не просто не будут сносить, они имеют статус охранной зоны, – резюмировал Ахмеджанов.
А вот что касается списка памятников архитектуры, то тут в управлении разводят руками и ссылаются на министерство культуры, которое формирует эти списки. Сейчас в управлении идет другая работа – определяются границы центра города Алматы, в пределах которых, с целью сохранения исторического наследия, не должна проводиться массовая застройка.
Главный архитектор заверил пришедших горожан в том, что когда владельцы здания на Желтоксан, 115 принесут пятый по счету план, он пригласит и общественников, и архитекторов, чтобы все детально обсудить:
— Я вас приглашу, архитекторов приглашу, и в этом кабинете все хором обсудим.