Новое оборудование уже установлено в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях предприятия «АлматыЭлектроТранс», постепенно оно появится и в автобусах частных автопарков.

Достав наличные купюры из кармана, Юрий Ильин подошел к Валентине – женщине, которая по сценарию продавала карты. Стоимость карты  – 400 тенге. После того, как Юрий Викторович получил карту и, что важно – чек (в случае сохранности чека, вы сможете вернуть карту и получить залоговые 320 тенге), он подошел к терминалу Qiwi, который нежиданно для всех стоял тут же - на площади. 

Распечатав карту, Юрий Викторович, со словами: «Сорить не буду», приступил к следующему этапу: снятию защитного слоя и пополнению баланса карты:

— Я хочу сразу пополнить баланс, - озвучил он свое намерение.

— Вот, – указала на терминал сотрудница контрольной службы, – «Оплата услуг».  

Введя 19-значный код карты и вставив купюру, заместитель акима прошел в автобус №34, припаркованный в полуметре от терминала.

Следом за ним забежали операторы и фотографы с камерами наперевес. 

Мгновение и проезд был оплачен картой. Наверняка не впервые, если учитывать тестирование системы, но впервые — официально.

— Дорогие друзья, внимание, – скомандовал член наблюдательного совета Транспортного холдинга Рифат Абдураманов. – Разбегаемся, внимание на контроллера!  

В этот момент в салон вошла контроллер в форме «Онай», кажется, ее звали Вера, но коллеги обращались «Верочка». Она подошла к терминалу и заблокировала его. Это делается для того, чтобы «зайцы», увидев контроллера, не смогли оплатить проезд картой.  Далее начинается осмотр:

— Уважаемые пассажиры, приготовьте, пожалуйста, на контроль ваши электронные карточки.

Устройство, похожее на небольшой кассовый аппарат, проверяет по карте сведения об оплате.

— Успешно оплачено,  – сообщила контроллер, считав карту замакима.

После этого Юрий Ильин вышел отвечать на вопросы журналистов.

— В течение месяца-двух мы должны полностью охватить все социальные слои. Работа с вузами, школами, социальными управлениями занятости уже начата. Я думаю, мы всю эту категорию охватим и выдадим карточки. Оплата наличными средствами и проездными документами будет прекращена с 1 января. Если мы за октябрь-ноябрь охватим все категории пассажиров, то сможем полностью прекратить хождение наличных средств и перейти на платежи в электронном виде, – сказал Юрий Ильин. 

Ильин отметил, что до 15 октября терминалы безналичной оплаты проезда должны быть установлены абсолютно во всем общественном транспорте, это также касается и частных автопарков, но не относится к метро:

— Мы предупредили перевозчиков, которые заезжают на территорию города Алматы о том, что они обязаны подключиться к данной системе, – сказал он.

Кроме того, акимат рассматривает принятие новой нормы при заключении договоров —  транспорт, работающий в Алматы, не должен быть старше 10 лет. При установке электронной системы, были забракованы частные автопарки, чей транспорт не соответствовал не только нормам билетирования, но и нормам экологическим и безопасности.

На этом часть официальных выступлений была завершена, спикеры и журналисты разошлись по сторонам. 

Водитель Кайрат Делешов работает четвертый год на маршруте №34.  Это его первый выезд после установки нового оборудования, и пока еще никто из пассажиров не воспользовался картой оплаты:

— Здесь есть программа, контролирующая билеты, а мы—  водители, только пассажиров возим. «Помощник водителя» очень удобен, есть специальная персональная карточка водителя, которая определяет номер маршрута, рейс, время, пункты, дистанцию и улицы. Идем к новой жизни, – улыбаясь, говорит он. 

Сегодня помимо официального запуска системы билетирования, началась выдача соцкарт. Первые партии уже отправляются в вузы и школы города. Выдача карточек пенсионерам начнется чуть позже – со следующей недели:

— Мы начинаем выдавать их с 5 октября. Пенсионер должен подойти в районное отделение соцзащиты с удостоверением личности и пенсионным удостоверением. Там будет находиться сотрудник ЦОНа с адресной справкой, там же он заполнит анкету, сфотографируется и там же пенсионеру выдадут карту, – сообщил Рифат Абдураманов.

Неизвестно, сколько именно транспорта с установленными терминалами уже курсируют по городу, — выпуск на рейс оснащенных автобусов происходит постоянно, наравне с новой ситемой пока работает и старая — валидаторы. 

—  Метро к единой электронной системе подключим к Новому году. По крайней мере, в метро не все так плохо, там уже система работает – есть жетоны, есть карточки. Там нет зайцев. Сейчас мы рассматриваем технологический вопрос – как совместить эти системы. Хочу повторить – систему мы вводим плавно, никаких революций совершать не будем, – сказал напоследок Абдураманов.

Важно отметить, что в случае поломки системы оплаты проезда, транспортное средство должно быть снято с рейса, а пассажиры пересажены в другое. Повторной оплаты производить не нужно.