Пассажиры: добираться стало быстрее
Довольных среди пассажиров общественного транспорта – большинство. Автобусы, маршруты которых проходят по участкам со спецполосами, стали ездить намного быстрее.
«С введением полосы для автобусов, я сразу заметила, что на дорогу у меня стало уходить гораздо меньше времени, а для студента это важно, надо ведь успеть и к парам подготовиться, - рассказывает Зарина Джанабекова, студентка-второкурсница и волонтер. - Автобусы раньше были переполненные, люди злые, толкались, пытаясь втиснуться в салон, водитель то и дело притормаживал так, будто картошку везет, а не пассажиров. Сейчас проезд стал куда комфортнее: водители (легковых автомобилей – V) не лезут на полосу, нас не трясет, мы не болтаемся по салону из-за резкого притормаживания и все довольны».
Зарина считает, что ей повезло: эксперимент с введением спецполос начался как раз на улице, где она живет, и девушка одной из первых сумела оценить преимущества. Если раньше она тратила несколько часов только на дорогу, сейчас время проезда сократилось в разы.
Автовладельцы: пробок стало еще больше
Мнения водителей пока разнятся: одни "за", другие категорически "против".
«Я считаю, что введение спецполосы имеет свой положительный эффект: до ее введения автобусы и маршрутки заезжали на остановку, их водители пропускали с трудом, потому что этики у многих нет. А сейчас у водителей автобусов есть отдельная полоса, им никто не мешает, они нам не мешают, не «байгуют» между собой, не создают такой беспредел на дорогах, как раньше», - считает астанчанка и водитель Диана Кулмаганбетова.
«Раньше медлительные автобусы мешали движению, вечно лезли на скоростную полосу, а сейчас ситуация кардинально изменилась: ездить стало намного комфортнее», - поддерживает Алишер Абдукаримов.
«До введения спецполосы по проспекту Богенбая и в час-пик всегда образовывались «пробки», но с появлением «желтой линии» добраться домой в затор стало почти невозможно: приходится стоять и ждать около часа, чтобы всё движение пошло. Ну а за тех, кто не ездит на машинах, а предпочитает автобусы, я рада», - говорит водитель Диана Аршабаева.
«Как было на дороге, так и надо было оставить. Водители автобусов как нарушали, так и нарушают ПДД. Из-за спецполосы я долго стою в пробке», - сетует столичный житель Дулат Жандыбаев.
Справедливости ради заметим, что в настоящее время отдельные для автобусов полосы есть лишь на двух участках дорог: по проспекту Бауыржана Момышулы от проспекта Абылайхана до улицы Сарайшык, и по проспекту Богенбай батыра на участке от улицы Валиханова до улицы Сарыарка. Это одни из самых оживленных дорог в городе, и в часы-пик здесь регулярно собираются "пробки".
Общественный транспорт в приоритете
Полиция введение спецполос поддерживает полностью. Старший инспектор по особым поручением управления административной полиции ДВД Астаны Бахытжан Алтыбаев отмечает: с 26 июля, дня введения спецполос, по 10 августа полицейские проводили разъяснительную работу на дорогах: информировали водителей о нововведениях и объясняли, как правильно ездить. С 11 августа водителей начали штрафовать - по статье 610 части 1 КоАП, где штрафом за первое нарушение предусмотрено от 5 до 10 МРП. Так, за три месяца действия полос уже было оштрафовано 265 водителей.
Многочасовые заторы полицейских не смущают: «За скоплением транспорта у нас ведется ежедневный контроль дорожного патруля. Сейчас просчитывается интенсивность. На проспекте Богенбая будет меняться режимность светофора, а в часы-пик движение на дороге будут регулировать инспектора дорожной полиции», - говорит Алтыбаев.
Довольны результатом и инициаторы проекта - компания ТОО «Астана LRT», реализующая проект BusLane, в рамках которого в городе появились полосы для общественного транспорта. В компании уверены, что полоса популяризует общественный транспорт, ведь, согласно проведенным «Астана LRT» исследованиям, трафик автобусов от двух спецполос увеличился на 20%.
«Европейская компания исследовала дорожное движение Астаны и вынесла рекомендации. Согласно исследованию, в столице общественным транспортом пользуются 27% жителей. А в других городах Казахстана - 40%. Таким образом, нам стало ясно, что общественный транспорт как таковой на должном уровне не работает. Поэтому поставлена задача – кардинально улучшить работу общественного транспорта», - объяснил необходимость внедрения спецполос заместитель руководителя городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Абдыхамит Тамабаев.
Цель у властей города - дать приоритет общественному транспорту быстрее доехать.
«На общественном транспорте намного быстрее, комфортнее, учитывая, что есть кондиционеры в салонах автобусов, и удобнее добираться до работы», - аргументирует Тамабаев.
Вместе с тем, по данным управления пассажирского транспорта, в Астане лишь 27% жителей пользуется общественным транспортом, остальные 63% - личными авто.
Дебаты по поводу необходимости спецполос продолжаются среди горожан и сейчас. Для городских властей же споры завершены - до конца года планируется внедрить еще 10 спецполос для общественного транспорта.