«Взлетная» зародилась с квартирных вечеринок Даурена Шотанова, Карима Тулеутаева и Руслана Туканова, но вскоре они перешли на более серьезный уровень. По договоренности они организовывали вечеринки в некоторых заведениях, где создавали арт-инсталляции, привозили ди-джеев и «раскручивали» эти места. Например, в баре на крыше Ритц-Палас проходили летние «взлетные», где собиралось порядка 700 человек.

Когда зародилась концепция «Контркультуры» авторы целенаправленно искали здание старого завода. «Нас никуда не пускали, так как все заводы у нас считаются стратегическими объектами, мы уже отчаялись. Прогуливались тут и заметили на воротах номер телефона охранника, так смогли посмотреть завод. Оказалось, что владельцы, можно сказать, продвинутые, поверили в нас и сейчас мы с ними в хороших отношениях», - делится Гликерия.

Мы встретились на заводе, где уже начались работы по реконструкции. Ранее авторы «Контркультуры» уже проводили тут на арендованных 300 квадратах несколько вечеринок и открытие небольшого скейт-парка. Как оказалось, вечеринки были тестовыми и показательными для табачной компании, с которой у создателей «Контркультуры» была договоренность. На реализацию концепции необходимо около 60 млн. тенге.

«Мы не давали огласку нашему проекту, потому что изначально у нас был главный спонсор – одна табачная компания. Они нам пообещали покрыть почти всю сумму. Переговоры с ними длились почти 8 месяцев. Мы затеяли все, потому что были уверены, что у нас будут средства. К сожалению, они отказались, учитывая финансовую ситуацию в стране. И мы опустили руки. Ну, на пару часов, - смеется Даурен. -  Мы решили работать без них, нас поддержали владельцы этого места».

Основной зал будет оснащен проекционным оборудованием, сценическим светом и качественным звуком для крупных мероприятий. По задумке организаторов, зал, благодаря системе мобильных панелей, закрепленных на передвигаемых по всей территории завода автоматизированных кранах, сможет менять свои размеры в зависимости от количества людей. Кроме этого, под аренду от 3 до 8 долларов за квадрат есть 1000 квадратов для простых офисов, для оpen space – 1800 квадратов. Деятельность арендаторов может быть любой - от фотостудий, тату-салонов до «уличной еды» и промышленного производства. Несколько раз в месяц планируется проводить мероприятия, такие как выставки, мастер-классы и концерты. Кроме того, резиденты «Контркультуры» будут иметь возможность выставлять свою продукцию в рамках собственных фестивалей.

Даурен Шотанов: Сейчас публике интересно все заброшенное, настоящее, проверенное временем и без лишнего лоска.

Гликерия Зяблицкая: Завод стал для нас архитектурной машиной времени.

Даурен Шотанов: Мы предложили владельцам проект, свои мозги и концепцию, которую хотим воплотить до конца года. Со своей стороны они пообещали сделать стяжку, дорогу, чтобы не было ни пыли, ни грязи. А дальше все за нами. Это наш единственный крупный проект, который мы хотим воплотить в Казахстане. Если не получится, нас ждут другие проекты, но уже за пределами этой страны. Здесь никто не хочет прогресса. Это невыгодно тем, кто владеет бизнесом. Им хочется, чтобы народ не прогрессировал, и оставался на этом уровне, так им меньше вложений потребуется в сферу развлечений. Это караоке, псевдо арт-выставки. Столько денег в это вбухивают от крутых спонсоров, а результат - это просто развлечение для самих организаторов.

Vласть: Контркультура – это место для арта и промышленного производства?

Даурен Шотанов: Если поверхностно определять, то да. Но с другой стороны это место, где будут собираться люди, чтобы что-то создавать, помимо производства или дизайна, чтобы генерировать и воплощать идеи. Мы любим создавать арт-инсталляции, работать со светом, 3D mapping, звуком и металлом. Хотим все это воплотить.

Гликерия Зяблицкая: Мы не хотим, чтобы это были просто офисы, хотим, чтобы тут постоянно что-то происходило.

Предприятие когда-то представляло собой мини-город, где даже был свой бассейн. Сейчас на его реконструкцию нужно 18 миллионов тенге. Основатели «Контркультуры» также планируют реанимировать его.

Vласть: Вы на всех Взлетных работали с инсталляциями?

Даурен Шотанов: Это были работы по мере возможностей, были деньги, мы делали. Были спонсоры, мы делали. Но опыт показал, что спонсорам эта красота не нужна. Им лишь бы свой бренд продвинуть, бездумное мышление отдела маркетинга, они не стремятся удивить. По-моему, только через удивление можно доказать человеку, что это крутая компания. Мы многим предлагали красивые инсталляции, которые стоили бы копейки. Но они вкладываются в кабаки, рестораны, где на барных стойках светится их логотип и за это они отдают баснословные деньги. Хотя можно было использовать мозги и сделать такое, чтобы заявить о себе не только в Алматы, но и, как минимум, в СНГ. Но, к сожалению, мы не нашли единомышленников в этом. Дело даже не в финансах. Все деньги мира не заработаешь, хочется творить. А не просто на местном уровне существовать. Тем более с такой красивой географией, мы умудряемся закрываться в вакууме и не развиваться дальше.

Гликерия Зяблицкая: «Контркультура» будет работать как задумано, если в ней каждый резидент продолжит развиваться и создавать. Как работают проекты: Этажи в Санкт-Петербурге, Гаражи в Москве. У них такая же квадратура, функционируют они успешно. Единственная наша проблема – маленькое население.

Vласть: Ну, и плюс, не все это население интересуется подобными вещами.

Даурен Шотанов: Да, не все просвещенные. Но если мы соберем здесь 500 человек в офисах и на производстве, этого хватит, чтобы работать. За 4 дня после нашего поста, к нам пришло 15 писем с предложениями. По кинопоказам уже предложение пришло от Наргиз Шукеновой с Clique фестиваля. Филиал своей фотостудии хочет открыть у нас Виктор Магдеев. Также шоу-рум молодого дизайнера одежды YANALUNU, и двух строительных компаний. Условия такие: мы выделяем пространство в аренду, они обустраивают как им надо. Дальше мы вместе будем облагораживать.  

Vласть: Выходит, арендаторам нужно будет самим делать ремонт?

Даурен Шотанов: Да, так везде, даже если в новостройке снимают, то с черновой отделкой. Еще, правда, предоставляют отопление, здесь с этим проблемы. Но это можно решить, мы уже договорились с одной компанией, которая пошла нам на встречу и они предлагают проекты по отоплению.  Многих интересует именно то, что это старое здание, 12 метров потолки. И локация удобная, изолированная.

Vласть: «Контркультура» очень отличается от ваших прошлых проектов.

Даурен Шотанов: Нам надоело делать просто ивенты для тех, кто не понимает, куда мы смотрим.

Vласть: Как будет работать «Контркультура»?

Даурен Шотанов: Это механизм, целая команда. 7 дней в неделю, 24 часа в сутки работают над своим проектом и никто им не мешает. И мы создадим именно те комфортные условия, которые им нужны. Каждый месяц будет проходить по 2-3 ивента с приездом артистов, дизайнеров, художников. У нас уже все расписано на год вперед. С Грузии хотим привезти крутых художников и музыкантов. Каждый месяц можно организовывать месяц определенного города, страны и привозить оттуда музыкантов и артистов.

Гликерия Зяблицкая: И это не будет простая выставка, где все просто приходят и смотрят на висящие вдоль стен картины. Будут оформление, инсталляции. Для каждой выставки будет свой подход.

Vласть: Получается, офисы и пространство для производства могут работать 24 часа, как им вздумается. А место для досуга также будет доступно?

Даурен Шотанов: Они работают в пространстве и также раз в месяц могут выставлять на ивентах свою продукцию. Мы будем рады их развитию, можно раз в два месяца делать фестиваль именно резидентов Контркультуры. Это идеальное место для творчества.

Vласть: Для гостей вход во все пространство будет платным?

Гликерия Зяблицкая: На выставках - платный. В остальные дни только по пропускам для арендаторов.

Даурен Шотанов: Выставки будут один раз в месяц и длиться неделю. Не будет такого что, мы закроемся ото всех.

Vласть: У вас там скейтовая зона и зона для пешеходов. Эти места будут открыты?

Даурен Шотанов: Скорее всего, они будут платные, но недорогими. У нас есть опыт, 1000 тенге для скейтеров - уже дорого. Окей, пусть будет 500. Но деньги все равно должны идти, мы же не владельцы, мы сами им должны платить.

Vласть: А прежние локации работают? Вы выходили на окупаемость?

Даурен Шотанов: На старых местах мы не работаем. Проблема во владельцах. Они не смотрят на долгосрочные отношения. Им нужно быстрее получить деньги. На Кунаева была фотостудия, мы это место сделали своеобразным арт-пространством, платили за аренду. В итоге владелец сдал все под фитнес клуб. Там было очень красиво, но люди не ходили. Когда мы привозили ди-джеев из Берлина и Москвы, они восхищались этим местом и поражались, почему так мало людей. Нам было приятно, и одновременно обидно за наших «творческих» людей.

В Eco Tau можно было сделать шикарное место, которое функционировало бы даже зимой. Но владельцы делали все, чтобы убить там «Взлетную». Хоть поначалу было идеально, и мы были готовы на долгосрочные отношения.

Гликерия Зяблицкая: Окупаемость была какое-то время на Кунаева. Но у нас люди не хотят платить за вход.

Даурен Шотанов: Наша аудитория привыкла к караоке, питейным заведениям, кинотеатрам и игорным. Само понятие досуга оно настолько деградировало здесь.

Vласть: У вас же тоже музыка и напитки.

Даурен Шотанов: Да, у нас музыка. Но мы еще стараемся удивлять инсталляциями, визуально придать эстетику месту, где мы находимся. Покажите мне человека, который в цехе, где холодно и нет санузлов, собирает по 300-500 человек зимой. Никто нам тогда ничего плохого не сказал. Всем понравилось, единственное нарекание – холод. Да и кто бы взялся за такой проект. Всех интересует только финансовая часть. Эта пелена их ослепляет, они не видят ничего нового, кроме накатанной схемы.

Vласть: А если проект «Контркультуры» не сработает, какие у вас дальнейшие планы?

Даурен Шотанов: Нью-Йорк или Берлин. Там есть знакомые, которые нас поддержат. С нуля придется начинать, но я уверен, за полгода мы сделаем там то, что тут делаем 8 лет. Мы найдем там обратную связь.