Светлана Ромашкина, Vласть
На прошлой неделе Urban Forum Almaty провел круглый стол, где обсуждали как наполнить событиями пешеходные улицы, какой бизнес умрет без парковок и что нужно сделать для того, чтобы в городе появилась настоящая торговая улица.
Сейчас Алматы создает пятую часть ВВП страны, обеспечивает треть внешнеторгового оборота. Основу экономики города составляет малый и средний бизнес. Айдос Сакенов, руководитель отдела по поддержке и развитию частного предпринимательства Алматы рассказал, что из 10 алматинцев 7 работают в среднем и малом бизнесе. Здесь производится более четверти всей продукции МСБ. На Алматы приходится половина всех кредитов, выданных малому предпринимательству по стране. По словам Сакенова, власти города готовы активно кредитовать предпринимателей, к примеру, по микрокредитованию (до 8 тысяч МРП, что около18 млн тенге), процентная ставка вознаграждения – не более 6%, «что для Казахстана беспрецедентно». Рост числа действующих предприятий в этом году увеличился на 2,8% (за 9 месяцев). При этом на 35,7% упали объемы кредитования. Сакенов объяснил, что это отчасти связано с ужесточением залоговой политики и скептического отношения бизнеса к кредитам.
Наталья Ливинская из Центра урбанистики рассказала о преобразовании улиц в центральной части города и проблемах, с которыми пришлось столкнуться: «Во время ремонтных работ на улицах Панфилова, Жибек Жолы, Кабанбай батыра и Гоголя был спад в потребности тех услуг и товаров, которые были представлены предпринимателями на этих улицах. Но потом, после сдачи улиц, нами был зафиксирован рост прибыли на 60%. Есть показатели того, что недвижимость выросла в своей цене до 30%».
Пешеходные улицы стали стимулом для предпринимательской деятельности, хотя в самом начале не все владельцы бизнеса, расположенного на этих улицах, были готовы к диалогу: некоторые из них не приходили на встречи с проектировщиками и потом с удивлением взирали на происходившие перемены.
Ливинская рассказала о том, что во время ремонта возникли проблемы с материалами —оказалось, что отечественные заводы не совсем готовы к производству брусчатки того объема, который необходим, и наладить поставки они смогли только к середине строительных работ.
В 2018 году акимат возьмется еще за 18 улиц. По словам Ливинской, облагорожены они будут в формате улиц Кабанбай батыра и Гоголя, что означает расширение тротуарной зоны и упор на пешеходизацию. На этот раз бизнес вовлекается в преобразование улиц еще на стадии обсуждения списка облагораживаемых улиц. К примеру, часть улицы Мендикулова и Джамбула были включены по просьбе предпринимателей. Центр урбанистики мечтает сделать «зеленый коридор» для того, чтобы город сформировал свою сетку общественных пространств.
Если с бизнесом все понятно, то жители пока не так активно вовлечены в улучшение улиц. Наталья говорит, что «есть необходимость вовлечения жителей не только на этапе формирования самой сетки, но и на этапе проектирования и строительства. Потому что на этих этапах мы, сотрудники центра, переделывали проекты вместе с архитекторами, адаптировали их под местность и нужды. Мы в следующем году хотим поменять практику и вовлечь горожан. Здесь на стадии проектирования нужно привлекать больше людей, потому что будет переделываться не только пешеходная часть, но и фасады, входные группы».
Гульшат Сариева из Cushman&Wakefield, предупредила всех желающих открыть бизнес на первых этажах, о том, что действует мораторий на выведение квартир из жилого фонда и преобразование их в коммерческое пространство. «Если вы планируете развивать торгово-пешеходные участки в городе с целью увеличить коммерческую составляющую на первых этажах, то это работа, которую нужно проводить с ГАСК», — обратилась она к Центру развития Алматы.
Торговая улица в Барселоне
Гульшат рассказала о трендах в High Street в мире и в Алматы: «В нашем городе торговые улицы развивались хаотично. До появления торговых центров современного масштаба, развивалась улица Гоголя – на ней представлены известные бренды, были попытки развивать Абылай хана в районе Арбата. Большинство ритейл-компаний находились в торговых центрах, потому что торговые улицы не были к этому готовы. Та инициатива, которую сейчас претворяет городское сообщество в части создания торговых коридоров, нас, как бизнес-сообщество, не может не радовать, потому что когда те или иные бренды заходят в Казахстан, они обращаются к нам за консультацией на предмет развития их в городе. И мы, указывая на улицы или их отрезки, понимаем, что в каждом месте есть свои плюсы и минусы. Если будет единая стратегия, претворенная в жизнь, если у нас появится целый коридор а-ля Манхэттен, часть города с высокой концентрацией пешеходных улиц, для бизнес-сообщества, это будет просто «ура».
Сариева подробно рассказала и что такое успешный торговый коридор в понимании риелторов: «Это достаточно продолжительный участок улицы, это не может быть короткий переулок, на котором два-три магазина и нет выбора — иначе мы опять все побежим в ТРЦ. Исторически так сложилось, что торговый коридор – это фэшн. Но тренды, которые сейчас мы наблюдаем в мире, если говорить о востоке, то это все больше концентрация объектов питания. Если говорить о западе, то возникают такие игроки как фитнесс-центры. На торговых улицах появляется все больше спортивных магазинов».
Торговая улица не должна быть тупиковой. Там должны быть галереи, гостиницы, театры, площади, архитектурные сооружения – все это должно привлечь туристический поток.
Она указала внимание на то, что пешеходным торговым улицам необходимы большие помещения — не просто первые этажи, а достаточно глубокие, для торговых коридоров должны быть витринные фасады во весь рост. Плюс для объектов питания необходимы электрические мощности, в наших реалиях это означает, что нужно прокладывать дополнительные сети. Поэтому создание настоящей торговой улицы потребует много усилий и средств.
Гульшат Сариева считает, что постепенно с торговых улиц уйдут магазины, посещение которых возможно только на своей машине. Например, это касается магазинов техники. Тренды, которые риелторы наблюдают на постсоветском пространстве после девальвации: уход с рынка ритейлеров крупного и среднего формата, их сменяют букмекерские конторы и ломбарды. «Этот тренд мы наблюдали и у нас. От операторов, которые находятся на улице, зависит и пешеходный поток. Если мы знаем, что на этой улице много ломбардов, букмекерских контор, скрытых казино, то вероятность того, что мы там будем гулять с детьми, становится все ниже и ниже. Здесь с одной стороны, это тренд экономический, единственное, чем город может поддержать ритейлеров – это госпрограммы, поддержка кредитами, снижение налоговой нагрузки».
Рождественская Прага
Асель Есжанова из Urban Forum Almaty рассказала о том, что ими разработана концепция того, что можно сделать с отремонтированными пешеходными улицами: «Мы считаем, и верим, что у улиц Жибек Жолы и Панфилова есть потенциал не только быть зеленым коридором, но и стать местом привлечения различных городских активностей. Сейчас существуют определенные риски по этим улицам, потому что окончание ремонтных работ пришлось на позднюю осень, за зиму горожане могут забыть о них, или традиция посещать новые пешеходные улицы может прекратиться и для того, чтобы эта традиция не исчезла, нужно проводить разные активности. Лучшая мировая практика показывает, что жизнь в общественных пространствах должна происходить постоянно. Какие решения? Решения в том, что необходимо эти улицы наполнять, от этого выиграют не только горожане, но и бизнес, и акимат».
Асель перечислила часть мероприятий, которые могут проходить на улицах: сделать новый формат фермерских рынков. Помимо каких-то сезонных мероприятий установить постоянные точки продаж или питания, где участники могут ежемесячно платить за аренду. Улица Панфилова могла бы стать отличным местом для новогоднего праздничного маркета, как это происходит в европейских городах. Обязательно нужно учитывать развлечения для детей и, конечно же, музыкальные концерты. Но все это вопрос сотрудничества города и бизнеса.