На прошедшем 3 августа собрании миноритарии отказались поддерживать предложения НК КМГ. И хотя материнская компания настаивала, что за будущей трансформацией бизнеса двух предприятий последует сокращение расходов и улучшение производственных показателей, держатели малых пакетов акций увидели в этом серьезную угрозу снижения инвестиционной привлекательности бизнеса и сохранности прав на управление предприятием. Одним из немногих, кто поддержал действия НК КМГ, был Единый накопительный пенсионный фонд, который контролирует до 3% акций РД КМГ. Однако он не смог принять участие в голосовании из-за юридических нюансов.

На следующий день после оглашения результатов собрания председатель Национального банка, который управляет ЕНПФ, заявил, что фонд действительно увидел выгоду для вкладчиков в предложении НК КМГ. Параллельно с этим несколько экспертов дали неоднозначную оценку действиям фонда, подчеркивая, что операционная эффективность РД КМГ выше НК КМГ, поскольку первая показала отрицательные финансовые результаты только в 2015 году, а НК КМГ, согласно прогнозу агентства Fitch, будет генерировать отрицательный свободный денежный поток в 2016 и 2017 годах. Эксперты также указывали и на несопоставимый объем долгов у двух компаний, который у НК КМГ на начало этого года составил 10,7 млрд долларов против их почти полного отсутствия у РД КМГ.

В ответе на запрос Vласти о причинах поддержки условий НК КМГ, в пресс-службе ЕНПФ объяснили, что сейчас деятельность РД КМГ затруднена из-за «чрезмерной бюрократии, которая вкупе с многоуровневым механизмом принятия решений и дублированием функций, не позволяет РД КМГ принимать сложные и быстрые решения, необходимые в текущий момент». «Основываясь на этой информации, а также в результате анализа и обсуждения всех факторов, ЕНПФ посчитал целесообразным поддержать предложения по внесению изменений в договор и устав РД КМГ и проголосовать «ЗА» в интересах вкладчиков пенсионного фонда», - подчеркнули в фонде.

Однако эксперты сомневаются, что ЕНПФ действительно руководствовался интересами вкладчиков. С экономической точки зрения фонд был неправ, так как миноритарии были против, а они представлены достаточно опытными инвесторами, говорит экономист Олжас Худайбергенов. «ЕНПФ, которым управляет Нацбанк, вынужден рассуждать с точки зрения государственных интересов, и с этой стороны ему кажется, что предложение соответствует интересам вкладчиков. Культура принятия решений фонда и Нацбанка остается прогосударственной, даже если ей противопоставляется большой имиджевый риск для страны», - подчеркивает он.

По словам политолога Досыма Сатпаева, в Казахстане сложилась практика, когда каждое заявление депутатов, чиновников и членов правительства делается в интересах казахстанцев. Этим же руководствовались при утверждении земельной реформы и при проведении изменений в пенсионной системе, после которых выявилось множество недоработок. «В этом нет ничего удивительного, это традиционная фразеология для государственных структур, которые всегда прикрывают те или иные решения интересами граждан. Поэтому и появляется утверждение, что мы готовы тратить те или иные средства на проекты, но делается это в наших же интересах. Иначе как еще они будут оправдывать  расход этих денег?», - утверждает политолог.

Экономист Алмас Чукин также подозревает, что в принятии решения ЕНПФ руководствовался в интересах государственного аппарата: «Скорее всего, это было политическое решение. Все участники несостоявшейся сделки, кроме миноритариев – часть государственной системы. Они встретились и попросили ЕНПФ поддержать НК КМГ на собрании акционеров. И хорошо, что не получилось, потому что имиджевый ущерб от этой операции мог быть очень большим». По словам экономиста, НК КМГ, вероятно, хотел поглотить РД КМГ, чтобы получить доступ к свободным средствам компании. Возможно, задача была и в том, чтобы восстановить контроль над активами, способными приносить физическую нефть, которую можно было бы направлять на внутренний рынок по сниженным ценам, поскольку напрямую НК КМГ такими акивами сейчас не владеет.

«Безотносительно ситуации c РД КМГ, ЕНПФ используется сейчас как огнетушитель для пополнения бюджета и других схем решения кризисной ситуации в экономике Казахстана», - считает представитель фонда Financial Freedom Расул Рысмамбетов. «То есть, инвестиционные решения ЕНПФ подчас весьма спорны и не могут быть истолкованы, как обеспечение сохранности пенсионных накоплений граждан и тем более их увеличение». Он указал на то, что 79% средств фонда сейчас вложено в государственные ценные бумаги, доходность которых гораздо ниже инфляции, а также в долги банков и квазигосударственных компаний, которые по-прежнему находятся в кризисе.

По словам Рысмамбетова, управление ЕНПФ никогда не было независимым от политических указаний правительства: «Сейчас государство пытается консолидировать все возможные ресурсы для обеспечения стабильности  бюджетных поступлений в следующие несколько лет, когда цены на нефть прогнозируются низкими. Для этого КМГ должен обеспечить увеличение выручки и отчислений в бюджет за счет поглощения РД КМГ». Однако он все же усматривает логику в действиях фонда. Если исключить тот 79% портфель, связанный с финансированием кризисного сектора, у ЕНПФ остается 1,31 трлн тенге свободных средств.

«Продажа доли ЕНПФ в РД КМГ может быть для фонда дополнительным источником наличности для выплаты пенсий при дефицитном республиканском бюджете. В случае ухудшения кризиса – даже предполагаемые 13,6 млрд тенге, которые ЕНПФ мог потенциально получить (около 3% от суммы предложения КМГ) могут выиграть несколько месяцев по пенсионным выплатам (это пенсия 273 тыс. пенсионеров по 50 тыс. тенге единовременно)», - поясняет Рысмамбетов.

По словам Чукина, возможно решение ЕНПФ и было правильным – в инвестиционном мире бывают разные ситуации. Но на фоне нынешней экономической ситуации, шанс, что сделка принесет выгоду, остается одним из ста. Рысмамбетов отмечает, что даже если цена на нефть пойдет вверх, это увеличит и стоимость акций РД КМГ. И в этом случае действия ЕНПФ выглядели бы нелогичными с точки зрения инвестиционной прибыли. Он также обратил внимание на то, что ЕНПФ мог купить ценные бумаги РД КМГ по 11,1 долларов за глобальную депозитарную расписку - минимальной цене в январе 2015 года. В случае продажи одой ГДР за 9 долларов, которые предлагала НК КМГ, фонду пришлось бы признать убыток по этой сделке в 18,9%.

Экспертное сообщество неоднократно призывало решать проблему прозрачности и сохранности средств ЕНПФ и Национального фонда через создание общественных советов. Однако дискуссия об этом продолжает идти без участия государства. Сатпаев убежден, что эта мера действительно может помочь сохранности средств, однако в последнее время их появление стало повсеместной модой. Из-за этого они становятся искусственными и все больше сопряженными с государством, что сказывается на их влиятельности. По мнению политолога, идея общественного совета может сработать только если в него будут входить профессионалы, не представляющие интересы каких-либо бизнес-структур и национальных компаний. «Такие советы нужно создавать и при ЕНПФ, и при Национальном фонде. У нас очень много черных ящиков с финансовыми ресурсами, чье управление  сегодня находится под семью печатями», - резюмировал Сатпаев.