Начнем с того, что размер ожидаемых доходов бюджета в 2017 году вырос на внушительные 24,8% относительно 7,64 трлн тенге за прошлый год. При этом увеличение налоговых поступлений в нём составит только 22,2%. И этот показатель громадный, но не стоит забывать про валютную компоненту государственных доходов от продажи минеральных ресурсов, особенно нефти. А также про влияние девальвации тенге, которую провели в августе 2015 года. Все это сказалось на росте доходов в 2015 году и, соответственно, на бюджетах 2016 и 2017 годов.
Основные компоненты в структуре доходов бюджета на 2017 год – это налоговые поступления (50,2%) и трансферты (48,7%), получаемые республиканским бюджетом из Национального фонда и регионов-доноров, таких как Алматы.
Объём расходов на этот период показал рост на 33,5%, в натуральном выражении они увеличились с 8,04 трлн тенге до 10,74 трлн тенге. Затратная часть номинирована в тенге, поэтому для понимания за счёт чего произошёл рост, сравним бюджеты двух лет.
Прежде всего, ключевые параметры бюджета, такие как минимальный расчетный показатель, минимальная зарплата, прожиточный минимум и прочие увеличились в среднем на 7,4%.
Общий объем субвенций из республиканского бюджета в региональные в 2017 году вырос на 60% и составил 1,48 трлн тенге. Географический разрез трансфертов из республиканского бюджета выглядит следующим образом:
Наибольший рост произошел в Карагандинской области, составив 514%. Лидирующим регионом по объему трансфертов в абсолютном выражении остается Южно-Казахстанская область, с субвенцией в размере 368,8 млрд тенге.
По структуре расходов бюджета самым интересным фактом является более чем двукратный рост категории «Прочие» с 1,01 трлн тенге до 2,39 трлн. Причем основная статья, которая спровоцировала его, – целевое перечисление в Фонд проблемных кредитов на сумму свыше 2 трлн тенге. Это объясняет половину роста расходной части бюджета.
Второй по величине прироста стала статья «Социальное обеспечение отдельных категорий населения», которая увеличилась на 16,2% до 2,11 трлн тенге. Интересным фактом является и прирост в процентном соотношении статьи «Прикладные научные исследования в области здравоохранения», которая увеличилась на 185,7% до 1,41 млрд тенге.
В области образования сокращение бюджета составило 15% с 530 млрд тенге в 2016 году. При этом строка расходов внутри этой секции – «Формирование и реализация государственной политики в области образования и науки» – выросла с 4,35 млрд тенге до 5,51 млрд тенге. То есть, на образование в целом мы стали тратить меньше, но на разработку образовательной политики расходы увеличились. И остается лишь надеяться, что правильно выработанная стратегия в этой сфере оптимизирует расход средств так, что при меньших тратах население будет получать более качественные услуги.
Расходы на оборону упали на 9%, но вместе с тем затраты на обеспечение общественного порядка и безопасность выросли на 16%. Если суммировать эти две строки, то увеличение расходов по ним составило 32 млрд тенге.
Динамика расходов на здравоохранение – положительная. Но одним из основных направлений, показавших рост, стало: «Обеспечение населения медицинской помощью в рамках Единой национальной системы здравоохранения». Оно увеличилось на 27,7% до 166 млрд тенге, при общем росте трат на здравоохранение в размере 239 млрд тенге.
Расходы на государственные услуги остались примерно на том же уровне, как и на промышленность, архитектурную, градостроительную и строительную деятельность. Увеличение по ним составило относительно небольшие 8%.
Расходная строка бюджета на транспорт и коммуникации увеличилась на 26%, в частности с 27 до 69 млрд тенге выросли «Целевые трансферты на развитие бюджету города Астаны, и на увеличение уставного капитала юридических лиц в рамках проекта «Новая транспортная система». Кроме того выросли затраты на «Ремонт и организацию содержания, направленных на улучшение качества автомобильных дорог общего пользования» – со 100 млрд тенге до 160,6 млрд тенге. Динамика этих двух строк объясняет рост расходов на транспортно-коммуникационную сферу на 69%.
Исходя из этого небольшого анализа видно, что мы стали меньше тратить на образовательные услуги, но при этом пытаемся эффективнее организовать систему их предоставления. Мы также стали меньше беспокоиться о внешней военной угрозе, решив сосредоточиться на поддержании порядка внутри страны. Социальная компонента в расходах государства показала адекватный рост, а дороги в очередной раз должны стать лучше. Но при такой концентрации на общественных благах отказаться от поддержки банковского сектора мы никак не смогли.