Утром в пятницу в столичную резиденцию президента Акорда тянулся непрекращающийся поток правительственных машин. Члены кабинета министров, спикеры палат парламента, акимы областей и главы национальных холдингов ехали на расширенное заседание, посвященное итогам девяти месяцев.

 

Собирались чиновники высокого ранга явно в приподнятом настроении. Новый глава Нацбанка Кайрат Келимбетов радостно приветствовал своих бывших коллег по кабмину, Тимур Кулибаев радушно обменивался рукопожатиями. Бакытжан Сагинтаев принимал поздравления – расширенное заседание совпало с юбилеем главы Минрегионразвития.

 

Даже в зале заседаний, ожидая главу государства, представители политического бомонда порой галдели как школьники на первой перемене после каникул. Ровно в 11.00 в зал зашел президент – и настроение у чиновников начало меняться.

 

В своих докладах члены правительства предпочли представить достаточно благоприятную картину. Экономика растет. Инфляцию удается сдерживать. Производство, пусть и не ударными темпами, но развивается. Однако даже позитивные показатели не спасли чиновников от критики.

 

Нурсултан Назарбаев весьма категорично выразил недовольство распылением бюджетных средств на всевозможные госпрограммы. «Создали колоссальное количество программ, а денег не хватает! Нельзя так работать! – возмутился он. - Правительство должно подсчитать, сказать:  вот это основное наше направление, где мы получаем средства и новые рабочие места, это мы будем делать, остальные пусть подождут».

 

Никакой координации в действиях правительства, в программах и уж тем более – в региональном развитии президент не увидел.

 

«Вот скажи, - обратился он к министру экономики и бюджетного планирования Ерболату Досаеву, - почему одно и то же производство повторяется в одном месте, в другом месте? Все строят цементные заводы, все строят железнодорожные вагоны. Кто-нибудь подсчитал, насколько покрывается продажей или внутренним потреблением?».

 

Министр в ответ сослался на разработку «генеральной карты развития территорий, которая предусмотрит решение всех этих проблем по дублированию регионами одних и тех же производств, эта  работа должна быть завершена в четвертом квартале 2013 года». И заверил, что ревизия госпрограмм уже завершается.

 

По итогам ревизии будет определено, «какие программы можно вообще поставить на утрату или соединить с большими программами, соответственно, урежем выделяемые на них ранее средства, и перенаправим эти средства на реализацию в первую очередь индустриальной программы».

 

Работа по индустриализации тоже попала в разряд критикуемых. Президент напомнил, что эта работа – дело не только министерства индустрии и его руководителя Асета Исекешева, но и «дело всего правительства и каждого акима, включая аульных».

 

- Кто этим не занимается, значит, не выполняет стратегическую программу страны. Как только я перестал в середине года два раза проводить итоги и требовать, сразу спала активность. Я хочу, чтобы, как говорят, зарубили на носу - спрос за это будет особый, - заявил   глава государства.

 

«Тем более, что уже и время, и международный опыт показали – с индустриализацией Казахстан «попал в точку», - считает президент. - Индустриализация является краеугольным камнем всей нашей экономической деятельности в будущем. Плюс создание качественных рабочих мест с хорошей заработной платой и высокой квалификацией рабочих».

 

Впрочем, защита по одним параметрам не спасла и главу мининдустрии от президентской критики. Асету Исекешеву была высказана претензия за слабую работу по поиску инвесторов для разведки и разработки месторождений.

 

«До сих пор не сдвинулась ситуация по неработающим месторождениям, не проведено ни одного конкурса на предоставление прав недропользования, не заключено ни одного контракта на привлечение международных инвестиций», - возмутился Назарбаев, и обратился к главе МИНТ, - «Делай, что зря говорить, исправляй!».

 

Удорожание проектов, реализуемых за счет бюджетных средств – еще один, уже традиционный бич в работе правительства. И президент лично обратил на это внимание, потребовав объяснить, почему в одном и том же регионе совершенно одинаковые проекты по строительству школ в сметной стоимости разнятся весьма значительно – до полумиллиарда тенге.

 

Нурсултан Назарбаев поднял нескольких акимов, потребовав объяснений. Дать удовлетворяющее президента логичное объяснение такой разнице в ценах никто не смог.

 

Глава государства продолжил негодовать: «Согласно предварительному прогнозу, объем недоосвоения средств уже сейчас составляет 150 миллиардов тенге. Еще плюс 20 миллиардов тенге, полученных дополнительно - всего 170 миллиардов. Правительство все это хочет перераспределить, не надо тратить эти деньги на затыкание дыр, а использовать на самые неотложные нужды. По просьбе правительства дополнительно выделены 100 миллиардов тенге из Национального фонда, помимо трансферта. А мы 150 миллиардов и  не осваиваем, резонно было бы поставить вопрос  вернуть деньги, которые вы взяли и не осваиваете!».

 

Чтобы средства эти не «болтались впустую», президент предложил направить их на сокращение до двух процентов дефицита бюджета. Кроме того, по его мнению, можно направить часть этих средств и на подготовку к ЭКСПО-2017.

 

Подверглись критике и планы по привлечению частных средств в развитие «зеленой экономики». Президент признался, что его уверенность в этом «сильно поколебалась».

 

«Ведущие страны Европы, премьер-министры Испании и Франции по этому вопросу сказали: будьте очень осторожны, ухлопали огромное количество денег, «посадили» старую энергетическую систему, и не получили то, что мы хотим».

 

Назарбаев заметил, что сегодня себестоимость альтернативной энергетики снижается крайне медленно, а между тем, лишь «когда снизится, будет технология, тогда может быть и будет работать, а сейчас пока как идет, так идет, без особых рвений в этом направлении».

 

- Каппаров (министр охраны окружающей среды) против, конечно, но зато можно поработать с другими вопросами «зеленой экономики», - отметил Назарбаев.

 

Свою задачу получил и Национальный банк. Президент обратил внимание Кайрата Келимбетова на рост объемов потребительского кредитования, назвав его новой бомбой: «Эти кредиты потребительские, возврат их абсолютно неизвестен, это вы закладываете новую бомбу, разберитесь», - сказал он главе Нацбанка.

 

Слабая работа по интеграционным процессам, недостаточно жесткая позиция по контролю за оборотом алкогольной продукции, и превращение такой важной программы, как Дорожная карта занятости в профанацию – президент «прошелся» буквально по всем направлениям работы правительства, выделив не только пробелы, а едва ли не «ткнув лицом» в недоработки каждого министра…

 

Так что через три часа из зала заседаний чиновники выходили уже не в приподнятом настроении, а с серьезно-озабоченными лицами.