Первый вопрос, который прозвучал в адрес российских экспертов, касался возможности переноса штаб-квартиры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в Астану. Задавший его журналист обратил внимание на то, что большинство штаб-квартир международных организаций, созданных на постсоветском пространстве, в настоящее время размещены в России и Беларуси.
Доцент кафедры прикладной политологии Финансового университета при правительстве России Евгения Махмутова поспешила отметить, что в среднесрочной перспективе перенос штаб-квартиры ЕЭК из Москвы не планируется. «Действительно, роль России в этом вопросе (евразийской интеграции — V) была достаточно высокой, и не стоит здесь ее преуменьшать», — подчеркнула она.
Никаких проблем и противоречий не усмотрела в расположении штаб-квартиры ЕЭК в Москве и руководитель сектора экономического развития постсоветских стран Центра постсоветских исследований Института экономики Российской академии наук Елена Кузьмина. «Самое главное, что внутри самой этой комиссии распределение функций между чиновниками достаточно равномерно... Если не сказать, абсолютно равномерно», — уверенно заявила она.
Начальник отдела контроля экспертно-аналитической и научной работы Аналитического центра при правительстве России Александр Коньков и вовсе добавил, что «на самом деле главным органом Евразийского союза является Высший государственный совет, состоящий из руководителей трех государств». В связи с этим он отметил, что особая роль будет принадлежать как раз тем городам, где и будут собираться лидеры трех стран для принятия важнейших решений.
Вслед за городами речь предсказуемо зашла и о странах — странах, претендующих на сотрудничество с формируемым Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Кузьмина проинформировала, что в настоящее время Вьетнам находится на стадии завершения подписания договора о зоне свободной торговли со странами Таможенного союза. После этого прецедента станет возможным достижение аналогичных договоренностей с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Новой Зеландией, Индией, Израилем и другими.
«С Китаем есть у нас большие перспективы по развитию этого сотрудничества», — не преминула добавить Махмутова, намекнув на создание в будущем зоны свободной торговли. «Не закрыт вопрос и для Украины», — продолжила она, отметив при этом отсутствие оптимистичных оснований для обсуждения вопроса ее присоединения к процессам евразийской интеграции.
Коньков предпочел о расширении ЕАЭС не распространяться — этот вопрос, по его мнению, «не настолько актуален, как может показаться». Эксперт указал на то, что, в первую очередь, самим странам-членам союза необходимо научиться существовать в рамках единого рынка объемом 170 млн. человек.
Казахстанские журналисты не могли не поинтересоваться у российских экспертов о том, каким образом санкции против России могут повлиять на развитие ЕАЭС. В ответе на этот вопрос спикеры были единодушны. Махмутова первой выразила мнение большинства — пока санкции против Российской Федерации, в большей степени, существуют на уровне информационной риторики и отдельных точечных ударов.
«Я допускаю, что одна из целей этих санкций, в том числе, и внести некоторую дестабилизацию внутри Евразийского союза, подорвать доверие к нему, прежде всего, со стороны европейских инвесторов», — выразила она свое мнение. В качестве попытки нивелировать возможное негативное влияние от вводимых санкций эксперт предложила рассмотреть сотрудничество со странами юго-восточной Азии.
В ответе на вопрос о возможной политизации ЕАЭС Махмутова снова обратилась к формируемому вокруг евразийской интеграции информационному фону. Сравнения формируемого на постсоветском пространстве образования с процессом возрождения Советского Союза эксперт оценила не иначе как попытки дезавуировать имидж евразийской интеграции. «Это вопрос о том, кто какой смысл вовне придает Евразийскому экономическому союзу», — отметила она.
То, что никаких планов касательно формирования политического объединения у трех стран нет, косвенно подтвердила и Кузьмина. Она поспешила перечислить те вопросы, над которыми Казахстану, России и Беларуси предстоит работать в ближайшее время — урегулирование вопросов по «чувствительным товарам», формирование единой энергетической системы, совершенствование транспортной инфраструктуры, создание финансового регулятора, модернизации национальных экономик.
Единая энергетическая система и вопросы взаиморасчетов стран-членов Евразийского союза также стали темой обсуждения на состоявшемся брифинге. Кузьмина отметила, что в настоящее время «часть товаров регулируется в долларе», имея в виду, в первую очередь, экспортируемые и импортируемые в страны энергоресурсы. Несмотря на это, Россия, Казахстан и Беларусь обязались постепенно перейти к взаиморасчетам на национальных валютах.