С разрешения издательства «Альпина паблишер» мы публикуем отрывки из книги Уитни Филлипс «Трололо: Нельзя просто так взять и выпустить книгу про троллинг».
Уитни Филлипс, преподаватель колледжа им. Пенфорда в 2007 году начала изучение такого любопытного явления как троллинг. В 2012 году даже написала диссертацию на эту тему. Девушка тогда училась на кафедре английского языка и плотно изучала фольклор, поэтому многие ее коллеги считали, что девушка пишет что-то о сказочных троллях. Однако ее интересовало другое — как устроена темная сторона интернета и кто ее обитатели.
Если верить Филлипс, впервые слово «троллинг» появилось в ходу в 1995 году, формирование субкультуры троллинга пришлось на 2003-2007 годы, золотое время — на 2008-2011.
Книга пестрит кучей терминов, в которых сперва сложно разобраться: дженкем, тролли-лулзофаги, педобир, киберхарассмент, моралфаги, RIP-тролли и т.д.
Эту книгу сложно сравнивать с тем, что происходило и проходит в рунете и казнете — интернет и соответственно, троллинг к нам пришли позже и последний развивался не так активно. Но, тем не менее, интересно, что происходило с этим явлением в США.
Принято считать, что тролли просто кормятся тем, что портят настроение правильным интернет-юзерам, но автор идет дальше – она рассматривает троллей как субкультуру. Любопытны выводы, сделанные Филиппс. Например, она считает троллей «агентами переваривания культуры», и что тролли выявляют тонкую и порой несуществующую границу между троллингом и работой ориентированных на сенсацию СМИ. Основное различие между ними состоит в том, что для троллей социально-психологическое давление — это «прикол», а для СМИ — это бизнес. В принципе, это можно применить и ко многим казахстанским популярным сайтам, которые «кормятся» в соцсетях, раздувая или следуя за раздутыми троллями скандалами.
Филлипс настолько глубоко погрузилась в изучение троллинга, что завела несколько анонимных аккаунтов, занималась троллингом и познакомилась со многими троллями. В какой-то момент, кажется, что автор пытается оправдать троллей. Например, описывая RIP-троллинг, она рассказывает о том, что многие тролли таким образом боролись с «туризмом» на страницах умерших людей (пример комментария типичного «туриста»: «Я не знал тебя, но мне очень жаль, что ты умер»).
По Филлипс — тролли это те, кто считают, что ничто на свете не следует принимать всерьез и потому расценивают публичные проявления сентиментальности, политических убеждений и (или) идеологической ограниченности как призыв к троллингу. Последний признак троллинга — тролли настаивают на анонимности и поднимают ее как знамя. Но сейчас границы троллинга, буллинга и просто травли размыты. Автор рассуждает о том, что сейчас происходит с троллингом и каково его будущее. Многие из прототроллей утверждают, что современный троллинг утратил свой смысл и скатился в «придурь в Интернете», скатился в мем и ничего не имеет с искусством коварства, которое является сутью троллинга. Поскольку мы находимся еще в переходном периоде, когда правила жизни в киберпространстве все еще пишутся, возможно, в отношении троллинга будут приняты какие-то законодательные меры. По крайней мере, автор считает, что это необходимо.