Ранее куратор Александра Цай обозначила три основных направления выставки и одноименного проекта: постсоветскость, постмодернизм и post-human. Художникам предлагалось, во-первых, разглядеть советские «установки», «паттерны поведения», которые остались в казахстанском обществе спустя 25 лет с момента обретения страной независимости. Во-вторых, поразмышлять по поводу влияния технологической революции на индивидуальность, которая-де убивается «стадным» характером соцсетей; post\начало, наконец, та часть проекта, где предлагается помечтать о будущем, которое, по словам декана базового факультета КБТУ Михаила Акулова, «уже наступило и окружает нас повсеместно, а с другой стороны, мы продолжаем жить в прошлом».
Инсталляции, фотографии и коллажи, представленные на «Post/Начало», сработаны в постмодернистском духе, но даже зритель, не привыкший считывать цитаты, поймет: выставка довольно критическая по отношению к современности. «То, что в обществе существует тяга к «понятности», это постоянная нужда всех времен и народов. Это относится к литературе I века до н.э., к архитектуре II века нашей эры, например. А вот эти «гадкие» художники и литераторы делают что-то «непонятное». Но творческая работа предполагает постоянное изобретение чего-то нового. С другой стороны, мне кажется то, что сделали ребята – это очень понятно. При абсолютном отсутствии лозунгов, но, тем не менее, понимая, что сейчас 25-летие (независимости – V), эта выставка читается как несколько критическая», - говорит искусствовед Валерия Ибраева.
Действительно, в стенах бывшего алматинского горисполкома, выставлены работы подчеркивающие, кроме прочего, противоречия казахстанских реалий. Реалий, когда страна, чуть ли не давясь обещаниями, «ждет» светлого будущего, но не вполне справляется с настоящим. «Романтизируя прошлое, фантазируя будущее, не видим настоящее. Поэтому актуальнее банальный реализм, никакого романтизма и футуризма», - говорится, например, в аннотации к работам Елены и Виктора Воробьевых.
Банальный реализм, судя по выставленным на «Post\Начало» работам, состоит из тяги части общества к традиционализму, возврату к старым и понятным смыслам – с одной стороны. С другой стороны – из реакции современных художников на эту, скажем так, ностальгию. Возможно, в ближайшем будущем термином «реакционер» будут клеймить не бородатых и насупленных мужиков средних лет, а молодых и жизнерадостных художников, кураторов, фотографов и т.д.
У алматинцев и гостей города есть возможность и время на то, чтобы составить свое мнение на этот счет: выставка закончится 24 декабря. На ней можно увидеть работы Сауле Сулейменова, Куаныша Базаргалиева, четы Воробьевых, Зои Фальковой, Алины Бейсеновой, Сабины Куангалиевой, Жанары Каримовой и других.