Депутат сенатна Нурлан Оразалин задал вопрос Мусабаеву:
"Талгат Амангельдинович, у меня есть один вопрос. По сложившейся ситуации ваш проект (о создании на "Байконуре" космического ракетного комплекса "Байтерек"- V) создает определенные трудности для нашей страны. Все это связано с "Протоном" и гептилом. Данный проект в экологическом плане оптимален для нашей страны. Но есть одна трудность. Общество волнует один вопрос - 120 тыс сайгаков за какое-то короткое время погибли. В мае они дают приплод, но получается, что они уничтожены. В обществе бытует мнение, что это - последствие распада гептила. Как вы планируете решать этот вопрос? Какая работа ведется по выявлению истинных причин по гибели сайгаков? Имеет ли о ношение гептил к гибели сайгаков?" - обратился сенатор Оразалин к Талгату Мусабаеву.
В ответ глава аэрокосмического комитета пояснил, что первый пункт проекта по созданию на "Байконуре" космического ракетного комплекса "Байтерек" как раз подразумевает освобождение казахстанского космодрома от ракет, работающих на гептиле.
"Первый пункт подразумевает освобождение ракетно-космического комплекса "Байконур" от ракет, работающих на гептиле и амиле, которые являются токсическими веществами первого класса. Они очень опасны для здоровья населения и вообще для экологии нашей страны", - сказал Мусабаев.
К тому же Мусабаев рассказал сенаторам о том, что его позиция относительно ракетоносителей, работающих на токсичном топливе, не осталась незамеченной в России.
"Вы знаете, МИД Российской Федерации выпустил две ноты протеста против моих выступлений относительно гептила. Мы всё равно добились того, что сегодня с космодрома "Байконур" не стартует ни одна ракета, а их было много типов ракет, которые работали на гептиле и амиле. Осталась только одна - ракетоноситель "Протон". Идет большая работа по сокращению этих ракетоносителей. Нам только надо всем понимать - это было оговорено большим руководством Российской Федерации во встречах с большим руководством нашей страны, что сегодня одноразово закрыть ракету "Протон" невозможно. Тогда наш комплекс "Байконур" вообще становится ненужным для Российской Федерации, они сворачиваются и уходят", - сказал Мусабаев.
Тем не менее, он утверждает, что в любом случае Казахстан добьется прекращения запусков "Протона" с космодрома Байконур к 2025 году.
"Но, несмотря ни на что, мы проводим серьезнейшую работу по сокращению запусков ракет. У нас уже есть подписанный документ по поэтапному сокращению пусков ракетоносителей "Протон". В конце концов, полное прекращение запусков ракетоносителей будет к 2025 году. Мы придаем огромное значение этому", - заключил он.
В декабре прошлого года в Москве был подписан окончательный вариант протокола с заседания казахстанско-российской межправительственной комиссии (МПК) по комплексу «Байконур». Само заседание состоялось еще в ноябре 2014-го.
Один из важных пунктов документа посвящен вопросу экологической безопасности ракетно-космической деятельности на территории Казахстана с сокращением пусков ракет-носителей «Протон-М» с космодрома Байконур. В 2015 году запланированное количество запусков равняется 15-ти.
Сокращение осуществится посредством переноса запусков космических аппаратов с космодрома «Байконур» на космические ракетные комплексы, которые сейчас создают на территории Российской Федерации. Согласно этому документу запуск «Протонам-М» будет последовательно сокращаться каждый год, в 2025 их останется – 5, а в 2026-м, согласно плану, ни одного.