Причиной падения этих рынков его участники и эксперты считают девальвацию российского рубля, из-за чего казахстанский рынок заполнился дешевой российской продукцией, а казахстанские предприятия становятся неконкурентоспособными в рамках ТС и ЕАЭС
Среди прочих проблем эксперты отмечают слишком высокий входной билет в торговые сети для реализации своей продукции. Представители же торговых сетей утверждают, что спрос на казахстанскую продукцию невысок из-за ряда производительных причин – высокой себестоимости продуктов, непривлекательности дизайна упаковок, дисциплины поставок и т. д.
Как отметил генеральный директор ТОО "Magnum Cash&Carry" Александр Гарбер, мировые экономические катаклизмы, связанные с нестабильностью курсов валют, - это шанс для отечественных производителей стать конкурентными. И если его упустить, он может более не повториться.
Инна Апенко, исполнительный директор компании «Казахстан Тексти Лайн» и сети магазинов детской одежды «Мимиорики», продолжая тему высоких арендных ставок, ссылаясь на результаты исследования, утверждает, что 80% покупателей отмечают высокое качество и дизайн одежды казахстанских брендов. Однако определяющим фактором для них выступает высокая цена на продукцию. По её словам, гораздо увереннее на казахстанском рынке чувствуют себя турецкие бренды, для которых стоимость аренды – небольшая составляющая.
Между тем на конференции выступили и представители государственных органов – национального агентства KAZNEX INVEST. Они отчитались о работе по поддержке отечественного производства, в частности о продвижении казахстанского экспорта и привлечении зарубежных инвестиций.
По словам Сабита Нарбаева, директора представительства KAZNEX INVEST в Алматы, его агентство оказывает финансовую и сервисную поддержку товаропроизводителям, в частности обучая их и снабжая свежей аналитической информацией. Параллельно агентство возмещает 50% затрат казахстанских экспортеров на продвижение товара: регистрацию, сертификацию, рекламу, содержание торговой точки за рубежом в формате «шоу-рум». Доля местного содержания в товаре выросла на 15% - с 48,2% до 63,2%. Организационная и сервисная поддержка была оказана 163 проектам отечественных производителей. Возмещены затраты на сертификацию по 44 заявкам на сумму 60 млн. тенге. В целом государство выделяет 1,6 млрд тенге на консалтинговую поддержку бизнеса.