«Казахстан настаивает на возвращении к Конвенции МДП (TIR), которую блокирует Россия. Представители Федеральной таможенной службы России препятствуют казахстанским перевозчикам, отказываясь признавать их права, продекларированные Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 года)», - говорится в сообщении на сайте палаты предпринимателей.
Как говорится в заявлении, Федеральная таможенная служба России приняла решение о фактическом приостановлении действия Конвенции МДП на территории Российской Федерации еще в 2013 году. В дальнейшем этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях Совета Евразийской экономической комиссии, так как ставил казахстанских перевозчиков в зависимое положение. В августе 2014 стороны договорились об обеспечении российской стороной свободного транзитного проезда с применением книжек МДП транспортными компаниями, зарегистрированными в Республике Казахстан, при условии подачи транзитной декларации. А распоряжением председателя ФТС от 15 августа 2014 года №710 разрешен транзитный проезд по территории Российской Федерации определенной категории товаров, предназначенных для внутреннего потребления в Казахстане.
«Однако, несмотря на достигнутые договоренности, казахстанские перевозчики по-прежнему уплачивают дополнительные суммы сбора за транзитный проезд по территории России. 25 февраля этого года президент РФ Владимир Путин поручил правительству Российской Федерации обеспечить непрерывное действие Конвенции МДП на территории России. Но до настоящего времени его поручение не исполняется», - говорят в НПП.
Более того, в ходе Евразийского межправительственного совета в мае текущего года подписано распоряжение «Об условиях обеспечения беспрепятственного транзитного проезда с применением Конвенции МДП на территории Евразийского экономического союза». Однако, несмотря на неоднократные обращения казахстанской стороны, вопрос не решен до сегодняшнего дня, и региональные таможенные управления Российской Федерации требуют от казахстанских перевозчиков дополнительные платежи.
«В оплату за транзит включаются услуги всяческих «околотаможенных» структур. Перевозчики платят за поручительства ФГУП «Ростэк» и страховой компании «Арсенал», за организацию охранного сопровождения, за оказание таможенно-брокерских услуг, за оформление транзитной декларации, за услуги СВХ… Платят, платят, платят… Таможенники проявляют невероятную изобретательность в назначении новых платежей», - подчеркивают в НПП.
Сложившаяся ситуация привела к существенному ухудшению условий деятельности для казахстанского бизнеса. Действия таможенных органов России привели к увеличению времени, затрачиваемого на оформление процедуры транзита в пунктах пропуска. Увеличился и простой казахстанских автотранспортных средств на границе до 3-4 дней. Водители вынуждены изменять маршруты следования.
«В этой связи Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» принято решение обратиться в суд Евразийского Экономического Союза по вопросу реализации Распоряжения Евразийского межправительственного совета «Об условиях обеспечения беспрепятственного транзитного проезда с применением Конвенции МДП на территории Евразийского экономического союза» для защиты прав и законных интересов казахстанских перевозчиков», - заключили в НПП.