Как пояснил в ходе презентации министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев, для дальнейшего развития обрабатывающей промышленности очень важен доступ к новым уникальным технологиям, особенно в рамках изменения ситуации на мировых рынках, в том числе, в соседних странах.
«В этом плане по приоритетным направлениям и отраслям проводятся переговоры с международными компаниями, как renault-nissan, shevron, lg, airbus, IBM, Microsoft и другие, а также идет поиск новых потенциальных партнеров по приоритетным направлениям. В настоящее время проводятся переговоры, по многим завершены, более с чем 20 транснациональными корпорациями», - пояснил он.
Для успешной реализации планируемых проектов необходимо принятие таких мер как создание благоприятного налогового режима. Исекешев отметил, что в связи со вступлением Казахстана в ВТО с 1 января 2017 года отменяются льготы в рамках режима «Свободный склад». Однако Казахстану, для успешной работы ряда транснациональных компаний этот режим важно сохранить.
«В этой связи предлагается: налоговые и таможенные преференции при импорте сырья материалов использовать при реализации инвестпроектов. В частности, для автопроизводителей, заключивших соглашение о промышленной сборки моторных транспортных средств, предусматриваются налоговые преференции в виде освобождения от НДС на импортируемые автокомпоненты, которые с 2017 года в связи с отменой режима «Свободный склад» теряются. Это позволит снизить себестоимость отечественной продукции и увеличить ее конкурентоспособность в первую очередь на внутренних и внешних рынках», - уверен глава МИРа.
При этом, в паспорте законопроекта, которым располагает Vласть отмечается: «предполагаются потери бюджета от уплаты НДС: в рамках инвестиционных контрактов в размере 125,9 млрд тенге, в рамках соглашений о промышленной сборке в размере 138,4 млрд тенге (в течение трех лет после отмены режима «Свободный склад»)».
При этом Исекешев рассказал депутатам, новым законопроектом предлагается ввести механизм взимания утилизационного сбора или платы за утилизацию отходов продукции, в том числе автотранспортных средств.
«Одновременно для отечественных автопроизводителей предусматривается компенсация расходов, связанных с оплатой утилизационного сбора, который будет производится путем финансирования производств экологически чистых транспортных средств за счет утилизационного сбора», - добавил он.
Рассказал главам МИР депутатам и о развитии инновационных кластеров для развития инновационной и наукоемкой экономики.
«Развитию устойчивой инновационной среды в Казахстане препятствует недостаток в Казахстане высокотехнологических компаний, их низкой конкурентоспособности и невысокой вовлеченности частного капитала в их развитие», - признал Исекешев.
Поэтому, по его словам, в стране планируется создать центры развития технологий с якорными транснациональными компаниями и «создание уникальной площадки для всего СНГ для привлечения высокотехнологичных старт-апов». «Поэтому предлагается в законопроекте расширить полномочия автономного кластерного фонда – органа управления отдельно инновационным кластером по созданию совместных предприятий с участием крупных транснациональных компаний, а также привлечение старт-ап компаний, в том числе, зарубежных, через инвестиционные фонды», - подчеркнул министр.
При этом, Исекешев снова не уточнил, что финансовое обеспечение по развитию инвестиционных кластеров: по привлечению транснациональных компаний потребует 10 млрд тенге (для 50% софинансирования) из государственного бюджета для привлечения центров развития технологий международных компаний. А по запуску программы «Стартап Казахстан» - 10 млрд тенге из государственного бюджета на привлечение 500 отечественных и зарубежных стартапов и инкубации 50 высокотехнологичных компаний (социнансируется из обязательств 1% СГД недропользователей по НИОКР и частными инвесторами).
Еще одно направление, которое правительство намерено развивать, благодаря вносимым поправкам – привлечение стратегических инвесторов в сферу энергосбережения, а точнее – привлечение частных инвестиций.
«Для улучшения инвестиционной привлекательности данной отрасли предлагается снять законодательные барьеры, предусмотрев долгосрочное планирование оплаты услуг энергосервичных компаний за счет экономии энергоресурсов. По наиболее успешному опыту – это Германия предлагается на базе нашего института развития энергосбережния при министерстве законодательно закрепить функции оператора рынка энергосервисных услуг», - пояснил Исекешев, подчеркнув, что «фактически создается новая отрасль».
По его информации, данный институт, как оператор, будет формировать и вести карту энергоэффективности, проекты которой будут реализовываться энергосервисными компаниями. К работе института для методологической помощи привлекается немецкое государственное энергетическое агентство, которое будет помогать казахстанскому институту формировать всю необходимую методологическую базу, разработку и реализацию данных программ. «Предлагается, что будет привлечено не менее трех стратегических инвесторов. В результате принятых мер реализовано не менее 100 проектов в сфере энергосбережения через этот механизм», - заключил глава МИР.
При этом, в паспорте законопроекта, также отмечается, что на развитие механизма энергосервисных договоров, на функционирование оператора рынка энергосервисных услуг необходимо ежегодно 240 миллионов тенге.
Стоит отметить, что депутаты довольно быстро рассмотрели законопроект. А председательствующий на презентации депутат Сеитсултан Аимбетов подчеркнул, что законопроект состоит из 67 поправок, за рамки которых депутатом выходить не стоит.
«Исходя из того, что законопроект до конца сентября мы должны принять в двух чтениях, (будем работать) в пределах этих 67 поправок. А (если) будут другие вопросы, на рабочих группах можно будет вести речь, чтобы министерство, правительство, внесли дальше, в следующий законопроект. Это самое главное, да, Асет Орентаевич? Вообще, это не я, а вы должны были сказать: «Уважаемые депутаты, в этих пределах (работаем)», - резюмировал он.
Фото http://akmola.palata.kz/