Так, по его данным, к настоящему времени всего легализовано 320,5 млрд. тенге, в том числе: по имуществу, находящемуся на территории Казахстана легализовано 35 284 объекта и ценных бумаг на сумму 245,1 млрд. тенге; по имуществу, находящемуся за пределами страны, легализован 21 объект и ценных бумаг на сумму 654,2 млн. тенге.
Причины слабой активности граждан, по мнению правительства, кроются в "недостаточности гарантий для субъектов легализации в части конфиденциальности информации, сохранности легализованного имущества, предоставления дополнительной защиты от возможного преследования со стороны правоохранительных и других государственных органов". Во вторых, сдерживает и "длительный срок размещения легализованных денег на счетах в БВУ, а также недостаточность инструментов инвестирования легализованных денег".
Поэтому решено было внести поправки в законодательство, с тем, чтобы процедуры упростить и гарантии добавить. В частности, предлагается ужесточить законодательство "вплоть до уголовной ответственности в части дополнительной защиты от неправомерных действий сотрудников правоохранительных, других государственных органов, банков и иных организаций". Исключается и "возможность использования в качестве доказательств по уголовному делу информации, полученной в ходе легализации". В налоговое законодательство включается норма о запрете представления сведений и информации о налогоплательщике, полученных органами государственных доходов в процессе проведения легализации имущества, а банковское законодательство дополняется положением о предоставлении информации о легализованных деньгах правоохранительным органам исключительно с санкции Генерального прокурора или его заместителей. И - законодательно закрепляется запрет на конфискацию легализованного имущества.
По легализации денег теперь предлагается 3 опции: зачисление на банковские счета без обязательств по их хранению, без уплаты сбора, с распоряжением по своему усмотрению без ограничений без зачисления на счета БВУ («декларативная форма») с уплатой сбора в размере 10%; возможность инвестирования легализованных денег без уплаты сбора.
Что касается легализации имущества, то предлагается в комиссиях при акиматах оставить только легализацию недвижимого имущества, находящегося на территории Казахстана, права на которое не оформлены. В части же остального имущества, находящегося на территории республики (движимого, а также имущества, право на которое оформлено на субъекта легализации или на другое лицо) проводить путем представления декларации в органы государственных доходов без уплаты сбора. По имуществу, находящемуся за пределами Казахстана, легализация будет проводиться также путем представления декларации в органы государственных доходов с уплатой сбора в 10%. При этом, стоимость имущества определяется субъектом легализации самостоятельно.
Кроме того, предполагается расширение перечня имущества, подлежащего легализации, по имуществу, расположенному за пределами территории Республики Казахстан, которое передано в доверительное управление (траст) с уплатой 10%-го сбора.
"Для реализации вышеизложенных мер, как следствие, предусматривается продление срока легализации до 31 декабря 2016 года. То есть. Эту акцию мы продлеваем на год", - подытожил Бахыт Султанов.
Депутаты, выслушав министра, слегка удивились - решения одной из весьма существенных проблем они так и не увидели. Кожахан Жабагиев решил уточнить: предусматривается ли вопрос по легализации зданий сооружений юридических лиц, малого и среднего бизнеса, незаконно построенного. "Потому что у нас есть очень много преград и предусмотрен большой административный штраф за незаконное строительство", - специально пояснил он.
"То, что незаконно построено, легализовывать никак нельзя. Поэтому мы и для физических лиц такую норму не вносим", - отрезал Султанов.
Мажилисмен вновь уточнил - если сооружение построено на собственной земле, но без разрешения. "То что без разрешения - это надо пойти и получить разрешение, это не легализация", - вновь отмахнулся министр.
"Бюрократический аппарат не позволит легализовать имущество граждан, особенно в отдаленных районах. Попробуйте, если от райцентра в 200 километрах населенный пункт находится, легализовать имущество. Попробуйте ехать туда в райцентр, чтобы подать заявление. Будете в течение месяца ходить! Или год будете ходить туда! Надо это разрешение убрать. Если земельный участок находится в собственности - дайте легализовать и все", - категорично потребовал мажилисмен Нуртай Сабильянов.
Неизвестно, во что переросла бы эта дискуссия, но вмешалась председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова, тактично предложив перенести все детальные споры по конкретным нормам законопроекта в рабочую группу.