«Несмотря на то, что внешний долг казахстанской банковской системы не превышает 10% ее базы активов, мы полагаем, что банки очень чувствительны к резкому ослаблению тенге. Риски обусловлены значительным разрывом в валютной структуре активов и обязательств, а также высоким уровнем долларизации депозитов, и мы полагаем, что ухудшение качества активов валютных кредитов приведет к возрастанию рисков», - отмечают аналитики агентства.
Они также утверждают, что казахстанские банки осуществляют операционную деятельность с очень значительным несовпадением валютных активов и обязательств по срокам востребования и погашения. По их оценкам, в августе 2015 года почти 50% обязательств банковской системы были деноминированы в иностранной валюте, в то время как валютные активы составляют лишь около 20-25% балансов банков на ту же дату.
Банки активно использовали валютные свопы с Нацбанком на привлекательных условиях для хеджирования своих валютных позиций. Однако сроки погашения этих свопов наступают во 2-м полугодии 2015 года и в 2016 году, и существует значительная неопределенность относительно того, будет ли Нацбанк продлевать их. Принимая во внимание тот факт, что свопы являются практически единственным инструментом хеджирования валютных рисков, доступным для казахстанских банков, в S&P отмечают высокие риски в случае, если регулятор не предоставит банкам эти или аналогичные инструменты.
Агентство также прогнозирует дальнейшее ослабление показателей качества активов и увеличение доли проблемных кредитов в портфеле валютных кредитов корпоративных заемщиков. По состоянию на 1 июня 2015 года около 30% всех кредитов были деноминированы в иностранной валюте. «Мы полагаем, что казахстанским банкам будет сложно выполнить требование регулятора, согласно которому доля проблемных кредитов не должна превышать 10% к концу 2015 г., поскольку доля проблемных кредитов уже приближается к 10% во многих банках и мы прогнозируем существенное увеличение потерь по кредитам в текущем году», - поясняют в S&P.