«Разработка законопроекта направлена на консолидацию двух специальных законов, регулирующих деятельность международного арбитража и третейского суда, в целях обеспечения единого подхода в правовом регулировании этих разновидностей арбитража», – сказал депутатам министр юстиции Берик Имашев.
В этой связи, по его словам, предложено поставить на утрату два закона - «О третейских судах» и «О международном арбитраже».
«Законопроект также предусматривает приведение норм законодательства в сфере деятельности арбитража в соответствие с типовым законом ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» 1985 года, Нью-Йоркской Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года, Европейской Конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961 года», - добавил он.
В частности, законопроектом предусматривается, что к подведомственности арбитража отнесены все частноправовые споры между физическими и (или) юридическими лицами, независимо от наличия в споре международного элемента. Исключение составляют споры по которым затрагиваются интересы несовершеннолетних лиц, лиц, признанных в порядке, установленном законом, недееспособными или ограниченно дееспособными; споры, возникающие из личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными; о банкротстве и реабилитации и споры между субъектами естественных монополий и их потребителями.
«При этом споры между резидентами Республики Казахстан с одной стороны, и государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора – с другой, могут рассматриваться арбитражем только при наличии согласия уполномоченного органа соответствующей отрасли», - добавил министр.
Законопроектом также предусмотрен ряд новых подходов в регламентировании деятельности арбитражей. Так, закреплен принцип автономности арбитражного соглашения, означающий, что «арбитражная оговорка должна толковаться как соглашение, не зависящее от других условий договора». «Таким образом, арбитражное решение о недействительности договора не влечет за собой недействительности арбитражной оговорки», - уточнил Имашев.
Кроме того законопроектом расширено действие принципа конфиденциальности и разработаны меры по обеспечению его соблюдения.
«Данный принцип распространяется не только на арбитров, но и на всех участников арбитражного разбирательства, а также арбитражную палату Казахстана при осуществлении контроля за хранением дел постоянных арбитражных учреждений», - сказал глава Минюста.
Кроме того, для обеспечения конфиденциальности арбитражного разбирательства устанавливается административная ответственность арбитров и сторон арбитражного разбирательства за разглашение сведений, ставших известными в ходе его проведения.
Одним из важных нововведений законопроекта является создание и функционирование Арбитражной палаты Казахстана как некоммерческой организации, представляющей собой объединение постоянных арбитражных учреждений и арбитров.
«Данная палата позволит обеспечить благоприятные условия для реализации, стимулирования и поддержки деятельности арбитров, окажет содействие в их продвижении на национальном и международном уровне». – резюмировал министр юстиции.
Что касается сопутствующего законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам арбитража», который также одобрен в первом чтении, им вносятся изменения и дополнения в 4 кодекса и 12 законов.
Данные поправки предусматривают пересмотр в законодательных актах соответствующих норм, предусматривающих отсылку к законам, которые утратят силу с принятием законопроекта «Об арбитраже»; использование собирательного термина «арбитраж» для обозначения всех разновидностей арбитража, разрешающего частноправовые споры, независимо от наличия в споре международного элемента и установление в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях административной ответственности арбитров и сторон арбитражного разбирательства за разглашение сведений, ставших известными в ходе проведения арбитражного разбирательства, в целях обеспечения его конфиденциальности.