Казахстан перенес серьезный шок в результате резкого снижения цен на нефть, который усугубился рецессией в России и слабеющим ростом экономики Китая. Ответные меры страны, включая резкую девальвацию тенге и ужесточение фискальной и монетарной политики, способствовали сохранению рейтинга на уровне «BBB+».
«Значительные фискальные и внешние буферы остаются ключевыми благоприятными рейтинговыми факторами, хотя мы считаем, что их уровни понизятся в течение прогнозного горизонта. Макроэкономическая адаптация к торговым шокам еще продолжается, и предстоит принятие непростых решений в проводимой политике», - отметили в агентстве.
Сильный суверенный баланс Казахстана – чистые иностранные активы страны превышают 44% ВВП, а общий госдолг равен менее 20% ВВП – создает возможность для маневра в налогово-бюджетной политике без давления на кредитоспособность.
Сейчас власти осторожнее подходят к налогово-бюджетной политике, исходя из ожиданий, что цены на нефть останутся на более низком уровне в течение более длительного периода, сокращая неприоритетные инфраструктурные проекты и ограничивая зарубежные заимствования.
В госбюджет на 2016 год заложено сокращение бюджета на уровне 1,6% от ВВП против ожидаемых 3,1% в 2015 году, в основном в результате снижения капитальных расходов (1,3% ВВП). Прогнозируется, что улучшение эффективности налоговых сборов будет поддерживать доходы. Власти ожидают сбалансировать бюджет к 2018 году, исходя из цен на нефть в 50 долларов за баррель.
Fitch полагает, что общий государственный баланс, с учетом денежного притока в Нацфонд, будет иметь дефицит в 2,9% от ВВП в 2015 голу (против 3,2% ВВП ранее) ввиду более высоких доходов после резкой девальвации тенге и мер по сдерживанию расходов. Агентство ожидает, что в 2016 году дефицит бюджета сократится до 0,2% ВВП, в основном из-за возможного повышения цен на нефть до 60 долларов за баррель против консервативных допущений властей в 40 долларов. Fitch полагает, что бюджет страны станет профицитным в 2017 году.
Также Fitch отмечает, что реальный эффективный обменный курс к рублю и другим валютам стран СНГ выглядит переоцененным относительно исторических трендов. Агентство ожидает, что негативное давление на курс сохранится. Рост валютных депозитов до 59% в августе против июня показывает, что доверие к проводимым внутренним мерам остается ограниченным.
Кроме того, аналитики считают, что эффективность монетарной политики остается слабой в сравнении с сопоставимыми рейтингуемыми странами, и новая – базовая ставка вряд ли значительно повлияет на стоимость фондирования у банков.
Расходование резервов продолжается, несмотря на резкую девальвацию тенге. Нацбанк использовал валютные резервы на 1,7 млрд долларов для защиты курса валюты с 19 августа по 9 октября. До августа валютные интервенции в сумме составили 10 млрд долларов, согласно сообщениям прессы с цитированием президента страны, в результате чего общий годовой объем достиг 11,7 млрд долларов.
Данные по международной инвестиционной позиции показывают, что внешние активы сократились на 8,2 млрд долларов за шесть месяцев по июнь 2015 года, в значительной мере за счет продажи государством принадлежащих ему внешних долговых ценных бумаг, а также возвратом частным сектором валютных депозитов в Казахстан.
Fitch прогнозирует, что рост резко сократится до 1,5% в 2015 году и 2,3% в 2016 году по сравнению с 6% в период 2011-2014 и будет ниже медианного уровня в 3% для рейтинговой категории «BBB», отражая более слабый ожидаемый рост как внешнего, так и внутреннего спроса. На последнем сказывается снижение реальных доходов, ухудшение доверия и более медленный рост инвестиций.
Правительственный план реформ в сочетании с началом добычи нефти на Кашаганском месторождении в 2017 г. будет поддерживать среднесрочный рост. Доходы на душу населения снизились до 9 900 долларов в 2015 году по сравнению с 14 054 в 2013, и ожидается их падение до уровня ниже категории рейтинга BBB в 9 200 долларов к 2016 году.
[15:15:46] Mazorenko Dmitry: Средний рейтинг устойчивости у казахстанской банковской системы находится на низком уровне «b». Банковская система остается негативным рейтинговым фактором, отражая, что корректировка в ответ на внешний шок в 2008-2009 годах, которая стоила государству 10% ВВП, остается незавершенной. Система медленно освобождается от неработающих кредитов, которые, как ожидается, снизятся до 10% к концу 2015 года по сравнению с 32% в 2012 году, при этом основная часть снижения объяснялась списаниями и реклассификацией плохих кредитов.
Так как 30% активов в иностранной валюте, главным образом, приходятся на нехеджированных заемщиков в секторах недвижимости и импорта, Нацбанк ожидает увеличения неработающих кредитов на 3%-4% в результате резкого падения валютного курса. Несмотря на снижение обменного курса, депозиты в банковской системе остаются стабильными, что указывает на отсутствие краткосрочных рисков для стабильности финансового сектора. Власти планируют потратить 300 млрд тенге (1% ВВП) для компенсации вкладчикам снижения курса тенге.
Риски для будущих рейтингов могут создать ошибки в проводимой политике, продолжение ослабления банковского сектора. Напротив, улучшить его могут шаги в сторону укрепления денежно-кредитной политики, и снижения уязвимости государственных финансов к резким внешним шокам.