За ноябрь Национальный банк купил на рынке 577 млн. долларов. В этом время, по замечанию Акишева, был наиболее активный налоговый период в 2015 году. После стабилизации валютного и денежного рынков, в декабре усилилось давление на курс вплоть до его ослабления. Основной причиной стало ускорение падения цен на нефть. В этот период наблюдалась сверх эластичность и зависимость курса тенге от колебаний стоимости нефти. Нацбанк ранее отмечал, что после изменения цен на нефть существуют временные лаги в 3-4 месяца. Поэтому реакция курса тенге не может быть прямо пропорциональным и одномоментным. Но преодоление психологической отметки в 40 долларов за баррель и быстрое последующее падение нефти привели к изменению баланса спроса и предложения на внутреннем рынке. В результате, с декабря курс тенге ослаб с 308 тенге до 349 тенге или на 12%.
«Национальный банк участвовал на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания колебания курса и сокращения скорости изменения национальной валюты в отдельные периоды времени. В этих условиях Национальный банк тщательно проанализировал ситуацию на денежном и валютном рынке, произвел расчеты поведения реального обменного курса и ситуации по ликвидности в среднесрочном периоде. На основании вышеизложенного Национальный банк считает, что обменный курс тенге по отношению к доллару США в ближайшее время должен консолидироваться на уровне, наблюдаемом в последние дни, при условии сохранения цен на нефть марки Brent при диапазоне 30-40 долларов за баррель. То есть, если цены на нефть преодолеют уровень в 30 долларов за баррель, а курс рубля к доллару ослабнет более чем на 10% к текущему уровню, то возможна балансировка курса на новые значения», - заявил Акишев.
При этом он заметил, что прямого паритета с рублем курс тенге не имеет. Акишев указал на то, что было достаточно периодов, когда торговые отношения между странами не останавливались из-за диспаритета валют. Относительно повышения ставки Федеральной резервной системы США глава Нацбанка отметил, что она будет иметь опосредованное влияние с помощью других факторов. «Мы оцениваем изменения, к которым приводят ставки, и будем наблюдать за тем, как они будут влиять на нефть и обменные курсы стран основных торговых партнеров Казахстана», - пояснил он.
Акишев также подчеркнул, что не знает, какие стороны выиграли от недавних резких колебаний тенге. Тем не менее, он считает, что культура денежного рынка Казахстана еще не совершенна и этот вопрос необходимо проработать.
Фото с сайта ortcom.kz