По ее словам, в развитых государствах мира применяется Национальная система квалификации, состоящая из восьми ступеней. Соответственно, в зависимости от уровня квалификации граждане получают определенный объем работы и оклад.
«Применяемая у нас система квалификации состоит из трех уровней- среднее, средне- профессиональное и высшее образование. В результате гражданам, имеющим степень бакалавра, магистра или доктора PhD, несмотря на их уровень образования, определяется одинаковый объем работы и уровень оплаты труда», - заявила Дуйсенова.
Для восполнения это пробела нам необходимо пересмотреть квалификации и внести необходимые изменения, а также привести в соответствие с системами вышеуказанных развитых государств, заявила она.
«Ежегодно Более 17 тыс вакансий остаются незаполненными, поскольку квалификация выпускников не отвечает требованиям работодателей. Эта проблема будет решена только в том случае, если работодатели сами будут участвовать в процессе обучения», - считает министр.
Так, согласно ОЭСР, профсоюзы и работодатели представляют учебные заведения профессиональные стандарты и квалификационные требования в соответствии с национальной системой квалификации.
Учебные заведения, в свою очередь, вносят изменения в образовательные программы в соответствии с представленными образовательными стандартами.
«Мы совместно с НПП, профсоюзами и экспертами Всемирного банка и соответствующими государственными органами рассматриваем вопрос о необходимости разработки 550 профессиональных стандартов до 2020 года. Такие профессиональных стандарты необходимо рассматривать не только для подготовки кадров, но и переподготовки», - подчеркнула Дуйсенова.
В Соглашении о займе (Проект по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест) между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития рассмотрены вопросы предоставления требований и критерии к учетным заведениям центрами занятости населения, которые занимаются непосредственно переподготовкой кадров, а также вопросы подготовки курсов с учетом возможностей выполнения ими работ и расширения материально- технической базы.
Открытие таких центров будет предусмотрено во всех регионах.
«В настоящее время уровень образования граждан, оканчивающих учебные заведения, определяют сами учебные заведения. И соответственно выдают дипломы. В государствах ОЭСР эту работу осуществляют работодатели или специально определенные профессиональные организации», - отметила она.
В соглашении рассматривается вопрос о создании подобных профессиональны организаций. По ее словам, мониторинг и контроль за реализацией проекта будут осуществлять соответствующие государственные органы. Кроме того, будет создан специальный рабочий Комитет, обеспечивающий управление и надзор за проектом.