"Давайте первый вторник каждого месяца", - предложил премьер.

Ситуация с темпами легализации пока явно не вдохновляющая. Министр финансов Бахыт Султанов, выступая на заседании, напомнил, что закон о легализации уже был скорректирован исключительно для удобства граждан. Однако люди, как выяснилось, не особо в курсе. Так, он с легким недоумением заметил, что граждане не торопятся воспользоваться нормой о возврате 10-процентного сбора за легализацию при досрочном снятии легализованных денег с банковских счетов.

"Все, кто заплатил этот сбор, могут получить свои деньги обратно из бюджета. Однако пока граждане не торопятся забирать эти средства. В целом по республике, это 3,1 млрд. тенге. Поэтому, пользуясь данной трибуной, хотел бы еще раз призвать граждан обратиться в органы госдоходов за возвратом ранее уплаченных сборов", - сказал Султанов.

Тем не менее, определенный прогресс все же наметился. Так, по данным минфина, если до 1 декабря 2015 года (то есть по старому закону), было легализовано 428 млрд. тенге, то после внесения поправок в законодательство тлько за два месяца (декабрь и январь) легализовано 160 млрд. тенге, в том числе имущества на 109 млрд тенге, или треть от легализации за предыдущие 15 месяцев акции. За этот же период дополнительно открыт 41 счет в банках, на который зачислены 51 млрд. тенге. В целом, темп роста легализованных денег по сравнению с 1 декабря 2015 года составил 61%.

"На конец января всего легализовано активов на 588 млрд. тенге.  Это – обработанные заявления, по ним приняты решения, - обратил внимание глава минфина. - Кроме того, в обработке (на рассмотрении) находится более 27 тыс.  заявлений по имуществу на сумму порядка 300 млрд. тенге. То есть, интерес и потенциал большой".

Впрочем, потенциалу как обычно, мешают исполнители. Султанов обратил внимание, что часто сроки рассмотрения заявлений местными комиссиями выходят за рамки 30 дней. "Это такие регионы, как Алматинская область и город Астана, стоимость имущества по нашим данным по таким заявлениям превышает 100 млрд. тенге, - уточнил он. -Кроме того, есть факты, когда на местах МИО требуют дополнительные, законодательно не установленные документы. Например, заключения противопожарных, санитарных и сейсмологических служб. В основном это по Алматы".

"Прошу глав регионов обратить внимание на своевременность и четкость принятия решений комиссиями. Мы не должны допустить коррупциогенность данной сферы. Поскольку малейшие подозрения на такие проявления могут подорвать доверие населения к акции", - попросил министр.

Кроме того, указал он и на слабую агитацию и разъяснительную работу - опять же со стороны регионов и банков. Минфин провел выборочный обход банковских филиалов и обнаружил такие проблемы: отсутствие памяток, буклетов, информации на стендах наблюдалось в городских филиалах «Дельта Банка» (Петропавловск), «Forte Банка» (Петропавловск), Нурбанка (Актюбинск), «Qazaq банка» (Караганда), Банка «Астана – финанс» (Караганда); проводят консультации по старому законодательству, говоря о 5 – летнем сроке хранения денег и уплате сбора при досрочном их снятии специалисты городских филиалов «Центр Кредит Банка» (Петропавловск) «Дельта Банка» (Актюбинск), «Цесна Банка» (Астана, Караганда); вообще не владеют вопросами легализации работники филиалов «Asia Credit Банка» (Алматы), Народного Банка (г.Алматы), «Нурбанка» (Актюбинск), Сбербанка России (Караганда), Евразийского Банка (Караганда). "Есть вопиющий случай в Петропавловске, когда сотрудники «АТФ Банка» говорят о том, что акция по легализации уже прекращена, - возмущенно заметил Султанов. - Также на интернет-сайтах следующих банков отсутствует информация по возможности легализации денег: «Каспий-банк», Нурбанк, «Центр Кредит Банк», «Forte Банка». На сайте «Народного банка» нормы законодательства о легализации даны в старой редакции". 

Слабая агитация и разъяснения, естественно, отражаются на темпах легализации. В среднем сегодня по стране количество заявлений на легализацию в расчете на 100 тыс. жителей в среднем по республике составляет 426. Глава минфина констатировал, что данный показатель достигнут за счет активности Алматинской, Жамбылской, Актюбинской областей и городов Астана и Алматы. При этом, наихудшие показатели сложились в Западно - Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской областях (менее 100 заявлений).

При этом, обратил он вниманин, по данным статистики с 2007 (с момента предыдущей легализации) по 2014 годы  в Казахстан прибыло почти 300 тыс. иммигрантов. Половина из них прибыла в Мангистаускую (44,5 тыс. чел.), Южно – Казахстанскую (40,4), Алматинскую (30) и Восточно – Казахстанскую (26) области. Акимы тут же заверили, что все недостатки и недочеты в разъяснительной работе уже устраняются.

Невостребованной осталась законодательная норма, введеная по просьбе бизнеса - возможность легализации зарубежных активов, даже если они находятся в доверительном управлении. "Были уверения представителей бизнес-сообщества о крупных суммах в доверительном управлении и большом интересе.  Поправка принята, однако не наблюдается ни одного факта легализации доверенного зарубежного имущества, - констатировал Султанов и предположил, - Скорее всего, спрос есть, но он сталкивается с плохим разъяснением или его отсутствием. Возможно, нужен удачный пример".

Пример этот глава минфина предложил создать банкам совместно с национальной палатой предпринимателей, создав на базе НПП контактную спецгруппу "для консультирования потенциальных инвесторов, имеющих средства за рубежом".

Тем более, что по мнению Султанова, "имеются резервы для легализации денег, находящихся за рубежом". Но, поскольку "за рубежом деньги уже во что-то вложены, требуется создание у нас условий и инструментов для выгодного инвестирования". 

"Деньги должны зарабатывать деньги. И большие финансы крутятся в больших проектах. В Казахстане  сегодня реальный выгодный инструмент для инвестирования – это объекты приватизации, в первую очередь, ТОП-65", - предложил Султанов возможности для зарабатывани денег.