«Мы смотрим сейчас на те меры, которые предлагаются для товаров, ориентированных на экспорт, - сказал он. - Мы говорим по расположению и использованию налоговых и таможенных льгот в рамках специальных экономических зон; использованию льгот по налогам и таможенным преференциям в рамках инвестиционного контракта; возможности получения при определенной сумме инвестиций возврата, который сейчас предполагается до 30% - возврат средств, вложенных в реализацию проекта; натурные гранты, инструменты государственно-частного партнерства, которые предполагают компенсацию инвестзатрат, операционных затрат. Весь этот комплекс мер сегодня существует, но он не рассматривает импортозамещение как приоритет».
По словам Больгерта, в НПП был проведен анализ по десяти наиболее важным для экономики отраслям (в их числе - металлургия, машиностроение, химия, нефтехимия, производство строительных материалов, производство упаковки, пищевая промышленность), по закупкам крупных национальных компаний, недропользователей и государственных органов.
«По итогам этого анализа мы выбрали 150 товарных позиций, которые имеют наибольший импорт, (....) а совокупный объем закупа по 150 позициям превысил 150 млрд тенге, - рассказал он. - По итогам мониторинга из 150 позиций порядка 100 мы обнаружили, что имеются отечественные товаропроизводители. Которые функционируют, выпускают продукцию, но при этом они имеют достаточно большое количество сложностей со сбытом, они недозагружены и так далее».
Со своей стороны НПП, по словам управляющего директора, организует специальные встречи заказчиков и производителей, помогая им налаживать контакты. Однако, подчеркнул Больгерт, «без мер поддержки заниматься импортозамещением для многих производителей не имеет никакого стимула».
В качестве примера, где импортозамещение может быть особенно прибыльным, он привел рынок школьной формы, где в настоящее время представлено «лишь 7% школьной формы, произведенной в Республике Казахстан». «При том, что у нас большое количество предприятий, которые могут шить эту форму на очень высоком качественном уровне. 93% - это импорт. Когда мы стали разбираться в чем же проблема, то мы поняли, что потенциал для отечественных предприятий просто огромный. 2,5 миллиона примерно школьников ежегодно, сейчас принят приказ министерства образования о введении единых стандартов школьной формы, таким образом, она, по сути, становится обязательной, и она должна в каких-то единых рамках производиться. 2,5 млн. школьников в год, 15-20 тыс. тенге стоит хорошего, приемлемого качества комплект школьной формы. Таким образом, мы выходим на рынок, который равняется 35 млрд. тенге», - подсчитал Больгерт.
По расчетам НПП, если продолжить «системную работу» по этому рынку, то возможно «к 2020 году системно выйти на 50-60% импортозамещения школьной формы на рынке», что в целом «даст большой толчок в развитии легкой промышленности».
Не меньший потенциал импортозамещения, по оценкам Нацпалаты, есть и на рынке плодоовощной продукции. Так, руководитель секретариата комитета пищевой промышленности НПП Ербол Есенеев уверен, что «Казахстан готов не то что закрыть все свои потребности, но и экспортировать». «Если мы говорим о стоимости в 400-500 тенге, за которые сейчас продаются огурцы и томаты, то львиная доля в себестоимости – это затраты на обогрев этих теплиц. Естественно, мера временная, уже сейчас наблюдается увеличение предложения с юга Казахстана и на рынках уже можно найти огурцы и по 200-300 тенге», - уверенно заявил он.
По просьбе журналистов Есенеев даже уточнил, где и когда ему удалось найти огурцы местного производства по 200-300 тенге: «В последний раз я брал на рынке торгового центра «Евразия» в субботу. Покупал у производителя из Южно-Казахстанской области, цена была 300 тенге за огурцы».