«Несмотря на весомый потенциал, темпы развития сельскохозяйственного производства отстают от среднестатичестических показателей роста экономики. Аграрный сектор производит лишь 4,7% ВВП страны. Уровень производительности труда в сельском хозяйстве продолжает оставаться в числе самых низких по сравнению с другими отраслями. По предварительным данным 2015 года, производительность отрасли составила чуть более 5600 долларов на одного занятого, что ниже среднего показателя по стране в 3,5 раза и намного ниже, чем в развитых странах», - сказал Токаев.
Это говорит о том, что рост производства в отечественном аграрном секторе достигается большей частью за счет экстенсивных факторов, а не широкого применения эффективных технологий, современного оборудования и использования научных достижений.
«В отсутствие передовых технологий возделывания почв, а также ввиду нехватки качественного посевного материала, современной уборочной техники, уровень урожайности в Казахстане, даже по сравнению со странами ЕАЭС, остается, в целом, низким. Несмотря на закуп племенного скота за рубежом, выпуск животноводческой продукции отстает от запланированных темпов», - подчеркнул он.
Отечественная продукция, по его словам, зачастую не выдерживает конкуренции со стороны тех же российских производителей.
«На нашем рынке импортные продовольственные товары стали превалировать над казахстанскими, хотя положительные тенденции появляются. В структуре внешнего товарооборота страны в прошлом году экспорт сельхозпродукции занимал всего лишь 4,5%, тогда как доля импорта составила 11,3%», - сообщил спикер сената.
В свою очередь, министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков признал, что нерешенных проблем в аграрном секторе экономики еще много, и уровень его конкурентоспособности «не в полной мере соответствует требованиям времени».
«Одной из причин сложившейся ситуации является недофинансирование инструментов программы «Агробизнес-2020», - пояснил он. – Так, объем недофинансирования только лишь за 2016 год составит 127 млрд или 36,6% от запланированного объема. Поэтому в этом вопросе нам нужна поддержка».
Глава Минсельхоза пожаловался на низкий объем инвестиций в сельское хозяйство. По его информации, только по итогам 2015 года инвестиции в капитал составили 167 млрд тенге, что в 23 раза меньше объема инвестиций в основной капитал промышленности. В итоге, незначительный приток инвестиций сказывается на низкой технологической оснащенности, низком уровне интенсификации земледелия, низком уровне генетического потенциала сельхоз животных, низкой продуктивности сельхоз животных.
«Кроме того, несмотря на все преимущества функционирования Казахстана в условиях открытых границ в рамках ЕАЭС и ВТО мы наблюдаем такие отрицательные моменты как наличие зарубежной контрафактной или фальсифицированной продукции, что не дает нашим производителям натуральной продукции конкурировать в равных условиях», - заявил он.
Для решения этих проблем министерство сельского хозяйства просит в полном объеме обеспечить финансирование программы «Агробизнес-2020». Соответствующие бюджетные заявки на 2017 год с учетом этих проблем в ведомстве уже составили. Кроме того, здесь работают над реформированием системы субсидирования.
«Мы продолжаем сокращать неэффективные субсидии, и продолжаем увеличивать более эффективные», - заверил Мамытбеков.
Что касается борьбы с контрафактной продукцией, Минсельхоз предлагает правительству передать данные функции из министерства национальной экономики в министерство сельского хозяйство, как «наиболее заинтересованному уполномоченному органу».
Также в ведомстве планируют совершенствовать законодательство в области страхования в растениеводстве.
«Мы сейчас со Всемирным банком отработали модель, на основе которой составим законопроект, в который планируем ввести индексное страхование. Это приведет, по сути, к страхованию доходов фермеров, что, в свою очередь, позволит использовать этот страховой сертификат в качестве залогового обеспечения перед банками. То есть фермер, вместо того, чтобы искать залоги, просто положит перед банком страховой сертификат о страховании своего урожая или дохода», - заключил Мамытбеков.