По словам представителей компаний, свыше 100 видов тарифов аэропортов на монопольные услуги уже не регулируются со стороны комитета по регулированию естественных монополий. В результате авиакомпании вынуждены принимать многократные повышения тарифов аэропортов, которые являются второй крупнейшей статьей расходов авиакомпаний после авиационного топлива. При этом во всем мире тарифы аэропортов являются предметом публичных слушаний и подлежат государственному регулированию.
По заявлению главы антимонопольного ведомства Серика Жумангарина, аэропорты Алматы, Астаны и Тараза являются самыми прибыльными аэропортами в Казахстане и получили чистую прибыль в 2014 году в размере 7,3 млрд тенге, 616 млн. тенге и 210,1 млн. тенге, соответственно. И отмена госрегулирования позволит аэропортам заработать дополнительные доходы.
Компании же убеждены, что повышение тарифов не поможет нерентабельным региональным аэропортам с низкими объемами перевозок покрывать операционные расходы. Напротив, мера может стать причиной закрытия этих авиарейсов. Из-за географического расположения и ограниченных возможностей рынка, региональные аэропорты не обслуживают международные рейсы. Большинство из них обслуживается прибыльными аэропортами Алматы, Астаны, Атырау, Актау и Караганды.
«Поэтому при отказе от регулирования цен на услуги казахстанских аэропортов в выигрышном положении окажутся только уже прибыльные аэропорты, такие как в городах Алматы и Астана, но не региональные аэропорты», - отмечается в совместном пресс-релизе авиакомпаний.
Предложение по отмене регулирования тарифов на услуги аэропортов Казахстана было анонсировано на заседании мажилиса в середине прошлой недели. Законопроект может затронуть 13 услуг, включая телескопический трап, взлет и посадку самолетов, а также обслуживание пассажиров.