«На сегодняшний день, в целом, на реализацию мероприятий программы на 2015-2019 годы предусмотрено всего 306 млрд 700 млн тенге. Это, включая выделенные в 2014 году из Национального фонда Банку развития Казахстана 75 млрд тенге. Согласно произведенным расчетам, дополнительная потребность в финансировании, в том числе с учетом прошлогоднего изменения курса тенге, составит порядка 600 млрд тенге до 2019 года. Итого на ГПФИИР будет выделено 906 млрд 700 млн тенге бюджетных средств», - привел расчеты Касымбек, уточнив, что данные средства будут направлены на предоставление льготного финансирования, стимулирование экспорта, производительности труда, завершение строительства индустриальной инфраструктуры, развитие инноваций и многие другие задачи.
«При этом, планируется, что каждый тенге бюджетных средств должен привлечь не менее четырех тенге частных инвестиций», - подчеркнул глава ведомства.
Министр напомнил, что за первую пятилетку индустриализации были созданы базовые условия – это законы, инфраструктура, а также ряд инструментов. Задачей же второй пятилетки является «завершить создание базовой индустрии с переходом на продукцию высоких переделов и повышением уровня локализации».
«К 2025 году Казахстан, закрепившись на региональном рынке, должен начать экспортировать не только товары, но и готовые решения по их использованию, - рассказал Касымбек. - В конечном итоге мы ставим перед собой достаточно амбициозную цель – войти в число индустриально-развитых стран мира».
Основным индикатором, проинформировал он, характеризующим индустриально-технологическое развитие страны, является сравнительный уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности. По итогам 2015 года Казахстан отставал по данному показателю от стран ОЭСР на 60%. И, как прогнозируют в министерстве, в случае реализации программы в 2020 году отставание сократится до 54%, в 2025 году – до 32%, а полностью разрыв будет преодолен к 2035 году.
«По результатам реализации ГПФИИР мы ожидаем достижение следующих основных индикаторов: рост стоимостного объема экспорта продукции обрабатывающей промышленности на 19%, рост производительности труда в обрабатывающей промышленности на 22% в реальном выражении, объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности в период с 2015-2019 годы составит 4,5 трлн тенге, снижение энергоемкости обрабатывающей промышленности на 7% к уровню 2014 года, увеличение несырьевого сектора к 2025 году в два раза. Предполагается, что к 2020 году экспорт увеличится с 13,8 до 16,5 млрд долларов, в рамках третьей пятилетки до 2025 года экспорт обработанных товаров превысит 27,5 млрд долларов США», - проинформировал Касымбек.
Для ужесточения отбора проектов и оказания господдержки на основе их конкурентоспособности и экспортного потенциала, в актуализированной программе будут пересмотрены подходы по формированию карты индустриализации, а также проведена работа по пересмотру правил предоставления господдержки, с введением критериев экспортоориентированности и производительности в качестве основных критериев. В частности, на нескольких экспортоориентированных приоритетных отраслях правительство сузило приоритеты с 14 секторов в шести отраслях до восьми в пяти отраслях. Среди них - черная, цветная металлургия, нефтепереработка, нефтехимия, агрохимия, производство продуктов питания, автомобилестроение и электро-техническое машиностроение.
«Для восьми приоритетных секторов будут предоставлены дополнительные инструменты: инфраструктура под конкретный проект, долгосрочный лизинг, кредитование через БРК, вхождение в уставной капитал проектных компаний и другое. В результате завершения системных изменений по улучшению инвестиционного климата, будут созданы условия для модернизации действующих и запуску новых производств в приоритетных секторах, которые позволят вывести обрабатывающую промышленность на качественно новый уровень», - заверил министр.
Он рассказал, что в сфере нефтегазохимии важным является запуск интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области. По автомобилестроению Казахстан планирует выйти на крупносерийное производство – не менее 2000 автомобилей к 2025 году и достичь 50-ти процентной локализации в ближайшие годы, начав экспорт автомобилей в центральную Азию, а также в Россию.
«В целом, достижение поставленных целей программы к 2019 году станет этапом для достижения долгосрочных задач по развитию экономики страны», - резюмировал лава МИР.