"Суд постановил: в удовлетворении ходатайств адвокатов, действующих в интересах подсудимых, о направлении дела по подсудности в другой суд, проведении дополнительной экономической экспертизы, применении меры пресечения в виде залога и направлении дела в прокуратуру отказать. Ходатайство адвоката Мусина в части ознакомления с материалами дела -удовлетворить", - заявил судья.
Сразу же после начала слушаний адвокаты Матаевых - Мадина Бакиева, Андрей Петров и Сериккали Мусин заявили несколько ходатайств - об изменении меры пресечения с домашнего ареста на залог, об изменении подсудности дела (из Астаны в Алматы). Также адвокаты настаивают на направлении дела на дополнительную экспертизу, поскольку в ходе следствия была изъята лишь часть документов, отражающих взаимоотношения "Казахтелекома" с Национальным пресс-клубом за период 2011-2013 годы. По мнению адвокатов, необходимо изучение всех документов за период с 2011 по 2015 годы. В связи с чем они просят приобщить данные документы к материалам дела в качестве вещественных доказательств и направить их на дополнительную экономическую экспертизу. Адвокат Мусин попросил предоставить ему дополнительное время для ознакомления с материалами дела.
Кроме того, адвокаты попросили разрешить в зале суда присутствие врача-кардиолога в связи с состоянием здоровья Сейтказы Матаева. А также разрешить самим адвокатам использовать на судебном заседании ноутбуки, поскольку материалы дела были ими получены в электронном виде.
Сам Сейтказы Матаев ходатайства своих защитников поддержал: "Честно говоря, уважаемый судья, я мог бы на суд не приезжать. Мне предложили провести две операции. У меня в почках опухоль, нужно сделать операцию, на головном мозге нужно сделать. Вам сказали. Диагнозы подтверждены. Я вчера должен был быть госпитализирован, но я просто сказал врачам: "Я шесть месяцев ждал этого".
"Эти доводы, которые сейчас приведены - они не являются целью, чтобы каким-то образом затянуть данный процесс или уклониться от ответственности таким образом, якобы болезнь. На самом деле эти диагнозы, которые установлены в отношении Матаева-старшего, они появились задолго до того, как было возбуждено данное уголовное дело", - заявил адвокат Сейтказы Матаева Сериккали Мусин.
Представители потерпевшей стороны - "Казахтелекома" и комитета связи - поддержали ходатайства в отношении присутствия врача в зале суда. Представители "Казахтелекома" не высказали возражений и в отношении дополнительной экспертизы. Представитель комитета связи высказался против изменения подсудности дела, объяснив это тем, что значительная часть договоров заключалась в Астане. Все остальные ходатайства потерпевшая сторона оставила на усмотрение суда.
Процессуальный прокурор Ержан Куракбаев поддержал только ходатайство о присутствии врача, по всем остальным ходатайствам у него нашлись возражения.
"Сроки домашнего ареста в отношении Матаева продлевались до 22 июня без изменений условий содержания в надежде на то, что он возместит ущерб и окажет содействие органам следствия. Однако Матаев Сейтказы причиненный ущерб не возместил, какое-либо содействия установления всех обстоятельств по делу и определения точной суммы ущерба не оказал. В этой связи с санкции суда были изменены условия содержания под домашним арестом. Ему было запрещено выходить из жилища за исключением явки в органы уголовного преследования, а также посещения медицинских учреждений", - заявил прокурор.
Также по его мнению "вопрос о назначении дополнительной судебной экспертизы на данной стадии преждевременный".
Отдельное обсуждение развернулось в отношении квартиры, где разместили Матаевых. Защита попросила разрешить им проживать по другим адресам. Прокурор с этим не согласился, и даже показал суду фотографии жилья.
"Я хочу вам сказать - жить в одной комнате с финполовцами, понимаете, я еще как бы ориентацию не потерял, - пошутил Сейтказы Матаев. - Ночью комары и клопы. Они даже не продезинфицировали. Там жить невозможно. Я попросил чтобы было диетическое питание, попросил чтобы кардиолог приехала. Они отказались. Это - вокзал, на вокзале нашли квартиру. Это клоповник. Я весь покусанный, могу вам показать".
От этого предложения судья отказался. Выслушав доводы сторон, он на месте удовлетворил ходатайство о присутствии врача и использовании адвокатами ноутбука. Для рассмотрения остальных ходатайств он на час удалился в совещательную комнату. После чего постановил - в удовлетворении ходатайств отказать.
"Главное судебное разбирательство назначить на 10 часов 23 августа 2016 года и провести в общем порядке в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний номер 215 суда номер 2 Есильского района города Астана. (...) Меру пресечения в отношении подсудимых оставить прежней - в виде домашнего ареста", - заключил судья.
Как сообщалось, экс-глава Союза журналистов Казахстана и президент Национального пресс-клуба Сейтказы Матаев подозревается в мошенничестве и неуплате налогов, а генеральный директор МИА "КазТАГ" Асет Матаев – в мошенничестве.
22 февраля 2016 года Матаевы были задержаны для принудительной доставки на допрос. Позже Антикоррупционная служба Алматы распространила сообщение о том, что Сейтказа Матаев обвиняется в тяжких коррупционных преступлениях - присвоении бюджетных средств в размере 340 миллионов тенге, выделенных комитетом по информатизации. Сейтказы и Асет Матаевы были помещены под домашний арест, имущество главы Союза журналистов арестовано. 25 мая стало известно, что обвинение в особо крупном хищении бюджетных средств переквалифицировано на злоупотребление доверием и использование служебного положения.
Сейтказы Матаев обвиняется по нескольким статьям: пункт 2 части 4 статьи 190, часть 3 статьи 245 УК РК, пункт "б" части 4 статьи 177 УК РК (в редакции от 16.07.1997 года). Асет Матаев обвиняется по пункту 2 части 4 статьи 190 УК РК.
Также по делу проходили бывший председатель комитета связи, информатизации и информации Талгат Казангап, бывший руководитель комитета по информатизации и связи Болат Берсебаев, заместитель председателя комитета Бек Арпабаев, главный директор по стратегическому управлению акционерного общества "Казахтелеком" Батыр Маханбетажиев и начальник управления печатных СМИ Жанболат Байбосынов. Все они подозревались в хищениях и злоупотреблении должностными полномочиями. Следствие прекратило уголовное дело в их отношении в связи с деятельным раскаянием.
Досудебное расследование всё ещё ведётся в отношении заведующего отделом информационного обеспечения Верховного суда Болата Кальянбекова.