«Часть изменений посвящена важному вопросу, как будут регулировать отдельные товарные рынки после 1 января 2017 года. Мы отказались от ценового регулирования с этого числа, на смену ему предложили инструменты антимонопольного реагирования. То есть, если раньше был реестр доминантов и любое изменение движения цены внутри этого реестра доминант должен был согласовывать с антимонопольным органом, то мы это отменили», - сказал Бишимбаев.
Однако, по его словам, остался ряд вопросов, который вызывают серьезную озабоченность у граждан и депутатов. Они касаются социально значимых рынков, которые требуют особого внимания, а ценообразование на которых должно оставаться под постоянным контролем правительства, «хотя бы на переходном этапе».
«В связи с этим было предложено после анализа 47 самых важных товарных рынков, включая регулируемые рынки, определить 4 сферы в законопроекте, которые останутся под регулированием со стороны антимонопольного органа. Это сфера железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газоснабжения и аэропортовых услуг», - заверил министр.
В частности, в сфере железнодорожного транспорта остается регулирование на грузовые перевозки, в сфере электроэнергетики - розничная реализация электроэнергии.
«Это необходимо в связи с тем, что в законе об электроэнергетики энергоснабжающие организации, региональные электросети были разделены, чтобы создать конкуренцию. Но, к сожалению, конкуренции не возникло, в большинстве случаев эти организации между собой аффилированы, что также позволяет им руководствоваться доминантными принципами и иногда необоснованно повышать для конечных потребителей. Поэтому эта сфера останется до 2020 года в перечне регулируемых услуг, что предлагается законопроектом», - подчеркнул Бишимбаев.
В газоснабжении под госрегулированием останется розничная реализация товарного газа и розничная реализация сжиженного газа для домовладений. И, четвертый вид услуг, который предлагается оставить в сфере регулирования - «О гражданской авиации на рынке аэропортовых услуг», куда сегодня входит 5 видов услуг.
«Все они необходимы, чтобы обеспечить полноценный перевозочный процесс. Так как рост аэропортовых услуг может вызвать резкий рост услуг в сфере гражданской авиации для граждан. Законопроектом предлагается данные 4 услуги оставить в сфере регулирования государством», - объяснил глава МНЭ.