«Недовольство граждан вызывает существенное удорожание билетов, невозврат средств за неиспользованные услуги, задержки рейсов, утеря багажа. В текущем году стоимость авиабилетов, в среднем, поднялась на 40%, а по отдельным маршрутам до 77%. В настоящее время причины такого ценообразования выясняются антимонопольным органом. Результаты его расследования покажут, насколько обоснованы действия перевозчиков», - заявил Аманов.
Он также отметил, что очень много жалоб от граждан поступает в связи с утерей и повреждением багажа.
«Только за этот год авиакомпаниями допущено 800 случаев неприбытия багажа. При этом, в 24 из них багаж так и не найден», - подчеркнул прокурор.
Не исчерпали себя, по его словам, вопросы задержки авиарейсов. За 2015-2016 годы, их количество превысило девять тысяч.
«Одной из причин длительных задержек является отсутствие четко установленного порядка резервирования воздушных судов и их использование. Требования о наличии резервных бортов в законе имеется, однако авиакомпании, как правило, стараются весь свой флот максимально задействовать в перевозках», - объяснил Аманов.
Кроме того, нарекания вызывает незаконное взимание штрафных санкций за возврат авиабилетов.
«Изначально предполагалось, что авиакомпании будут соблюдать требования по возврату средств за неиспользованные билеты, поскольку их локальные акты были приведены в соответствие с законом «О защите прав потребителей». Однако это оказалось всего лишь ширмой. К примеру, авиакомпания «Жетысу» до настоящего времени удерживает 50% от стоимости билетов, сданного менее чем за час до его отправления. «Бек эйр» при возврате билетов, помимо предусмотренных 30%, дополнительно удерживает сборы за операцию возврата, сборы сайта и авиакомпании. Жалобы по этому вопросу поступали и в отношении иных авиакомпаний», - заключил прокурор.
«Как так получается, что по маршруту, где перелёт превышает 2 тысячи километров, билет стоит от 19 до 20 тысяч тенге, но от Астаны до Костаная, где всего 580 киометров, 30 тысяч тенге? Это необоснованно!», - тут же возмутился главный транспортный прокурор Ибрай Тлеугалиев.
В свою очередь, председатель комитета по регулированию естественных монополий Серик Жумангарин напомнил, что в прошлом году рынок авиаперевозок был приведен в соответствие с международным опытом и стандартом Организации по экономическому сотрудничеству и развитию.
«Это была первая ласточка, в принципе, должна была сыграть свою роль конкурентная политика. У нас сейчас четыре авиакомпании летают по различным маршрутам. Хорошее развитие рынок получает, но получили взамен негативные явления – рост цен, - констатировал Жумангарин. - Причем, - продолжил он, - в среднем рост цен на 25-50%, и самая высокая стоимость авиабилетов наблюдается у «Эйр Астаны» - рост до 60%».
«Мы в целом, предварительный анализ (провели) сравнили тарифы эконом-класса, которые были в 2015-2016 годах, 40%-ный средний рост. При этом цены «Эйр Астаны» превышают цены других субъектов, в среднем на 50% и темпы роста цен превышают. Поэтому мы решили начать расследование по статье 174 «Злоупотребление доминирующим положением». Планируем срок завершения расследования - ноябрь, но он может быть продлен. Потому что компания активно оспаривает наши действия, пока не предоставляет документов», - резюмировал Жумангарин.