«Только по возбужденным за 10 лет уголовным делам за рубеж выведены свыше 10 млрд долларов. Подчеркиваю, это речь идет только о расследуемых преступлениях», - заявил Асанов.
Он напомнил про руководителя группы компаний «Азбука жилья» Ерканата Тайжанова, который обманул дольщиков на 14 млрд тенге, сбежал в Австрию и «на награбленное купил недвижимость за рубежом».
«К сожалению, мы плохо работаем по такого рода уголовным делам и зачастую возвращаем мелочь, - признал генеральный прокурор. - Наши сыщики по горячим следам быстро раскрывают сложнейшие преступления, в основном против личности. Мы это умеем делать хорошо. Мы хорошо расследуем кражи, убийства, хулиганства, мы даже делаем это лучше, чем многие европейские страны, но финансовый криминал мы расследуем очень плохо. Почему? Потому что финансовый преступник умен, технически образован, думает быстрее на много шагов вперед».
Асанов подчеркнул: вместо того, чтобы сразу «найти и заморозить деньги», обеспечив их возврат, следствие занято иным – назначают экспертизы, подсчитывают ущерб. За это время «преступники переводят наворованное в офшор и спокойно покидают нашу страну».
«Пока следствие занималось допросами и другими вещами, кассиры бывшего акима Атырауской области перевели за границу украденные полмиллиарда долларов, вместе с ними сбежали в Англию и спокойно там живут. «Казатомпром» закупал по немыслимой цене серную кислоту у офшоров, но в реальности всю эту маржу в 70 млн долларов прикарманил вице-президент нацкомпании Турсунбаев, сейчас он прячется в Канаде. Алимбетов обманул дольщиков в Астане на 5,5 млн долларов и сбежал за рубеж. На протяжении трех месяцев с момента возбуждения уголовного дела на его зарубежные счета продолжали переводиться деньги из Казахстана, а следствие об этом даже не подозревало. Сам Алимбетов найден, экстрадирован в Казахстан, но деньги так и не возвращены. Хуже того, у следствия нет даже информации о приблизительном местонахождении денег. Чего в итоге добились? Да, преступник осужден к лишению свободы, но похищенных денег дольщики так и не увидели», - привел примеры Асанов.
Генеральный прокурор также констатировал: страны, где скрываются преступники, прекрасно знают, что Казахстан ищет этих людей, и даже проводят собственные расследования.
«К сожалению, очень редко такие дела заканчиваются какими-то результатами. Иногда возникает такое ощущение, что как будто им рады там. Они ведь не с пустыми руками выезжают за границу», - заявил он.
В генеральной прокуратуре провели анализ и выявили ряд проблемных вопросов. По словам генерального прокурора, сегодня уровень развития фискальных органов и отечественного законодательства позволяет выявлять денежные махинации на самых ранних стадиях.
«Каждый из нас (уполномоченных органов - V) владеет своими инструментами, но делится ими с неохотой. Должным образом не взаимодействуем друг с другом. Мой коллега – заместитель генерального прокурора Израиля поделился опытом создания центров обмена информацией и о специальных сотрудников, отвечающих за взаимодействие в Израиле. Благодаря этому, возврат преступных активов в Израиле вырос со 100 млн долларов в 2011 году до 300 млрд в 2015 году. Призываю не изобретать велосипед, а последовать такому передовому опыту», - обратился к коллегам Асанов.
Только за 2015 год, продолжил он, по уголовным делам Казахстану нанесен ущерб на 245 млрд тенге, возмещено 67 млрд., что составляет всего 27%.
«То есть наша ошибка состоит в том, что с самого начала мы все силы тратим на бюрократию, делаем какие-то бумаги, регистрируем какие-то документы вместо того, чтобы бежать и найти похищенное и сделать все, чтобы не скрылись главные фигуранты по каждому делу. Поэтому нам тоже, как на Западе, надо вводить концепцию параллельных финансовых расследований», - объяснил генпрокурор.
Кроме того, признался Асанов, «наши следователи и прокуроры элементарно не знают, как правильно и грамотно работать за рубежом».
«Не умеем писать международные запросы по зарубежным стандартам. Часто получается какая-то белиберда. Иногда тексты наших следователей переводятся на французский, немецкий или английский языки. Я, как генеральный прокурор, получил несколько писем от моих зарубежных коллег. Они жалуются, что они элементарно не понимают содержание текстов наших документов. Кому в большей степени нужны эти документы? Конечно только нам! Поэтому мы должны сделать все, чтобы наши зарубежные коллеги легко понимали наш язык и действовали так, как мы от них ожидаем. Это нелегкая задача, но она достижима», - уверен Асанов.
Не учитывают в Казахстане и мировые стандарты и требования внутренних процедур других стран.
«Конечно следователям и прокурорам этого добиться нелегко. Этому нас не учили, - заявил прокурор. - Обучиться самостоятельно тяжело, к тому же у нас нет собственной методической базы. Как первый шаг в решении проблемы мы запустили проект «Возврат похищенных активов из-за рубежа». Его цель - выстроить эффективную работу по возврату активов. В конкретике это три элемента. Первое - обучить следователей и прокуроров, второе – разработать методику соответствующую самым лучшим мировым стандартам и третье – придать этой методике нормативно-правовой статус», - проинформировал он.