По словам Прейманиса, сейчас по-прежнему нельзя утверждать, что Казахстан находится в здоровом экономическом состоянии. Однако экономист считает, что с кризисом страна справляется хорошо, хотя риски ухудшения ситуации все еще сохраняются. «Мы снизили прогноз до 0,7% на 2016 год - это немного ниже нашего предыдущего прогноза в 1,1%. Решение связано с произошедшими изменениями в социальной сфере и в сфере безопасности - как в самой стране, так и за ее пределами», - отметил он.
По его словам, инфляция по итогам года составит 14,8%. За этими цифрами лежат монетарные причины: тенге с начала года находился в свободном плавании, межбанковский рынок пребывал в сложном состоянии, а также долларизация депозитов оставалась довольно высокой. «Но сейчас определенное доверие к местной валюте начинает возвращаться, хотя долларизация депозитов к концу сентября оставалась все еще высокой – на уровне 66,9%. Вместе с этим стабилизируется тенге. В противовес поддержке местной валюты Нацбанк осуществляет приобретение долларов», - заметил Прейманис.
Несмотря на относительную стабилизацию внутренних экономических показателей, экономист указал на риски региональной экономики. Согласно его анализу, общая ситуация сегодня выглядит неплохо – многие страны Центральной-Азии показывают рост на уровне 5-6%, включая Таджикистан и Узбекистан, которые в предыдущие два года испытывали ухудшения из-за рецессии в российской экономике, где работает крупная часть их населения.
Однако риски дестабилизации в них нельзя исключать. По словам Прейманиса, за это время только у Таджикистана возросла вероятность развития банковского кризиса. «Это не имеет прямого влияния на Казахстан, но будет сказываться на общем восприятии центрально-азиатского региона инвесторами. При негативных сценариях они будут испытывать большее обеспокоенность и большую напряженность при принятии решений», - пояснил он.
Что касается России, Прейманис напомнил, что еще недавно страна находилась в глубокой рецессии. Однако сейчас ситуация улучшается: «В следующем году, вероятно, будет наблюдаться более четкий выход России из рецессии. В 2016 году у них будет спад экономики в 0,6%, а в 2017 году рост на уровне 1,2%. Россия вряд ли будет негативным фактором для Казахстана, но и не станет якорем роста».
Китай, по наблюдению Прейманиса, продолжает достигать довольно высоких уровней роста экономики. Но достоверность этих показателей по-прежнему вызывает вопросы. Тем не менее, в ближайшие 4-5 лет ЕБРР ожидает начала замедления китайской экономики, что может грозить Казахстану и другим игрокам региона определенными последствиями.
Говоря о ценах на нефть, экономист отметил, что текущий уровень цен на нефть в 40-50 долларов за баррель остается релевантным при нынешней ситуации в мировой экономике. Он ожидает, что в ближайшей перспективе они будут удерживаться на этом уровне, а максимальным пределом роста он считает 60 долларов за баррель: «Тем не менее, 45-50 долларов будут довольно комфортной ценой для Казахстана. Он не приведет к экономическому росту, но это довольно комфортная цифра для поддержания стабильности экономики. Впрочем, стране нужно продолжать искать и другие источники роста».
Прейманис утверждает, что казахстанская экономика уже достигла дна. В 2017 году он ожидает усиления её роста до 2,4%, и снижение инфляции до 7,5%. Этот рост, по его мнению, может вывести Казахстан на тот уровень, где страна сможет позволить себе начать становиться развитой.
«Конечно, у нас есть определенные программы, которые используются для развития экономики. Используются средства Национального фонда. Постепенно они должны привести к 6% экономическому росту страны, как это происходит в развитых странах. Казахстан сделал немало и принял на себя большие обязательства по продолжению реформ. Но вопрос остается в эффективности государства, эффективности предприятий, повышении инвестиционной привлекательности и улучшении интеграции с другими странами», - подчеркнул экономист.
Прейманис также убежден, что будущее развитие экономики Казахстана вряд ли будет связано с внутренними ресурсами. По его словам, Казахстан сможет вывести себя на высокий уровень роста только благодаря внешним игрокам. «Говоря о внешней среде, мы говорим о потенциале экономического пояса Шелкового пути, который даст определенные стране преимущества. Он является одним из ключевых экономических якорей для Казахстана», - заключил экономист.
Фото с сайта pennenergy.com