«ГосСМИ занимают особое место как проводники госинформполитики. Анализ же телесмотрений электронных СМИ в ноябре 2016 года демонстрируют, что госканалы в рейтингах на 6 и 7 местах. В топе 50 популярных программ за январь-октябрь только продукция негосударственных телеканалов. Из 50 популярных программ только 16 - казахстанского производства», - сказала Иксанова в понедельник в ходе правительственного часа в мажилисе с участием министра по информации и коммуникациям Даурена Абаева.
Кроме того, «отмечается отток средств в зарубежный интернет». «В 2015 году объем казахстанской рекламы в интернет-ресурсы составил 20 млн долларов. Из них заказа на сумму 8 млн долларов получил сайт Google, на 4 млн долларов Мail.ru, на 1 млн долларов - Facebook, 1 млн долларов - иные зарубежные сайты. Таким образом, 70% средств из рекламного бизнеса в Казнете направлены в развитие зарубежных ресурсов», - сообщила депутат.
Все эти проблемы, по мнению Иксановой, «возникают вследствие слабого отечественного контента». «У госСМИ не всегда креативные медийные инструменты, у частных превалируют зарубежные программы и поток негативных ассоциальных новостей. Эфир электронных СМИ заполняется зарубежными телесериалами, сетка выходного дня - одноформатными концертными программы, да еще с одними и теми же исполнителями и даже ведущими. Наши телеканалы пытаются поднять свои рейтинги за счет приобретения франшиз у зарубежных правообладателей. Существует дефицит аналитических, познавательных материалов, программ о культуре, программ, популяризирующих имена казахстанских авторов, известных людей, исчезла практика журналистских расследований», - сказала Иксанова.
По ее словам, основные проблемы «в несоответствие стратегии медиа-рынка новым коммуникационным вызовам информационной глобализации и незрелость медийных механизмов защиты нацинтересов в новых условиях. Отсутствие обратной связи, эффективных каналов коммуникации с население, превалирование регулятивных механизмов государства перед стимулирующими, неразвитость инструментов, саморегулирование медийного рынка, сильное влияние зарубежного информационного контента. Не оперативное реагирование на вызовы нового поколения, глобализации, вестернизации, кибератакам, внедрению новых технологий. Недостаточный уровень доверия населения к государственным СМИ, не эффективность механизмов госзаказа, неадаптированность системы образования к требованиям медиа индустрии, переход в цифровой формат, создание мультимедийного контента, отсутствие подготовки менеджеров социальных СМИ, неготовность представителей органов власти работать в новых условиях, непонимание ими новых форматов коммуникаций».