«Если говорить о структуре билета, конечно, более 30% - это стоимость керосина. Керосин у нас от 150 до 300 тысяч тенге доходит в различных аэропортах. Первая причина - это наши нефтеперерабатывающие заводы стоят на реконструкции. До конца года реконструкция должна завершиться. Сегодня мы примерно более 60% керосина экспортируем. До конца года этот дефицит будет ликвидирован и, мы считаем, что стоимость керосина в цене билета должна значительно снизиться», - сказал Касымбек.
При этом Касымбек отметил, что спрогнозировать, насколько может понизиться стоимость билетов, сложно: «Назвать точное снижение невозможно, потому что у каждого своя себестоимость на разные направлениях. Алматы - Астана расстояние 1200, Алматы – Атырау рассеяние почти как из Астаны до Москвы долететь. (...) Сегодня мы примерно 60 процентов керосина завозим из-за рубежа, потому что наши нефтеперерабатывающие заводы стоят на реконструкции. В этом году по всем этим заводам реконструкция завершается и мы ожидаем, что к концу года заводы будут выпускать полный объем, необходимый для Казахстана – это 800 тысяч тонн керосина. В этом случае цена на билеты тоже упадет. Я не могу сказать на пять, на 10-20 процентов, но мы работаем над этим», - сказал он.
При этом отвечая на вопросы журналистов о том, что будет с операторами, которые откажутся понижать цены, министр заявил: «Ну, например, Air Astana не захочет снижать, а стоимость керосина упала, будут летать на этом направлении другая авиакомпания. Мы будем стараться увеличить количество авиакомпаний по направлениям».
Он также напомнил, что для снижения стоимости авиабилетов, три года назад в Казахстане отменили требование по проведению конкурсов по внутренним авиамаршрутам.
«Сегодня полностью либерализован этот рынок. Например, между двумя аэропортами Казахстана может быть сколько угодно перевозчиков. Сегодня в двух направлениях работают по четыре перевозчика - это «Алматы-Шымкент» и «Алматы-Астана». «Алматы-Астана» в неделю в отдельные дни до 17 полетов осуществляется. И тариф - от 11 тыс. тенге минимальная плата. Это конечно, «Бэк Эйр», «Qazaq Air» и Scat. У «Эйр Астаны» минимальная стоимость примерно в районе 15-16 тысяч, но для этого надо за две недели вперед надо покупать. Если вы покупаете в день в день, то стоимость билета «Алматы-Астана» она превышает 40 тысяч. Поэтому мы стараемся вести конкуренцию и на линии «Алматы-Астана», когда появилось 4 перевозчика мы сегодня имеем различные тарифы - от 11 тысяч и выше. Конечно, минимальная стоимость - это в ночное время, вечернее, может быть не самое удобное. Но это те шаги. которые позволили дать возможность пассажиру покупать по различным тарифам билет», - рассказал министр.
На международных линиях, отметил он, буквально позавчера венгерский лоукостер WizAir заявил о начале полетов с 8 июня.
«WizAir заявляет, что в Европу будет предоставлять тарифы по стоимости от 40 евро и выше. Мы предполагаем, что средняя стоимость будет 100 евро и выше, но вероятно, если заранее покупать - за две или за три недели - стоимость билета может быть и 40 евро», - отметил Касымбек.
Он добавил, что в этом году будет запущен рейс в Хельсинки и Варшаву.
«В целом, в рамках работы по ЭКСПО мы в этом году по принципу Open sky (открытое небо) даем возможность с любого города зарубежного до семи рейсов (в неделю - V) осуществлять полеты в Астану и сегодня мы имеем заявки. Мы считаем, что это будет конкуренцией и будет способствовать снижению стоимости (билетов - V)», - выразил уверенность Касымбек.