«Проект закона «О ратификации соглашения о займе с Азиатским банком развития» на реконструкцию проекта Актобе-Макат — автомобильной дороги Актобе — Атырау — граница РФ на Астрахань, которая входит в состав коридора «Центр — Запад», - объяснил Касымбек.
Он отметил, что данный проект разделен на два участка, финансирование которых планируется за счет заемных средств. В частности, 299 км будет отремонтировано за счет займа у АБР, и 156 км — Исламского банка развития.
«7 декабря 2016 года подписано соглашение о займе с АБР на сумму 240 миллионов долларов США. Займ предоставляется сроком на 18 лет, включая 5,5-летний период льготный период. Процентная ставка равна ЛИБОР +0,6%. данные средства планируется направить на реконструкцию участка дороги второй технической категории с двухполосным движением, протяженностью 299 км между населенными пунктами Актобе и Макат. На участке предусматривается строительство 11 мостов, 149 водопропускных труб и двух путепроводов, асфальто-бетонное покрытие. Срок реализации проект 2017-2021 годы», - заключил министр.
Депутат Сергей Симонов напомнил, что проект автодороги Актобе-Макат с готовым технико-экономическим обоснованием и проектно-сметной документацией на все 484 км ждал финансирования в 2015 году, а дорога должна была быть построена уже в 2019 года, согласно проекту программы «Нурлы Жол». Однако ее разбили на три неравномерных участка с разными источниками финансирования — это Азиатский банк развития, Исламский банк развития и нацфонд, а завершение строительства теперь планируется на 2021 год.
«С чем связана задержка подписания соглашения о займе, почему на одну дорогу мы привлекаем два разных международных займа, и чем будут отличаться условиях этих двух займов?», - поинтересовался он.
Касымбек пояснил, что сегодня по всей республике идет реконструкция и строительство 4,5 тысяч км дорог. В связи с такой загруженностью просто невозможно одновременно привлечь деньги из бюджета, других источников — банков на всю протяженность.
«У нас такой возможности не было сразу в 2015 году. Кроме того, мы работаем, в основном, с четырьмя банками — это Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный Банк, Азиатский, Исламский, и сейчас еще с Эксимбанком Китая начинаем. И у этих банков есть лимиты на регионы, на страны. И исходя из этих лимитов участки были поделены. То есть, если мы дорогу «Западная Европа — Западный Китай» работали с одним банком — со Всемирным банком, то на этих участках у Исламского и Азиатского банка полностью денег на весь участках нет. Всемирный банк работает на других участках, Европейский, в основном, на юге работает. Исходя из этого участки были поделены. И почему с 2015 на 2017 мы перешли, это опять же, исходя из возможностей лимитов заимствования бюджета, плюс возможностей банков», - объяснил министр.
Депутата Армана Кожахметова заинтересовал вопрос доли казахстанского содержания при строительстве данной дороги, так как, по его словам, в западных регионах «традиционно имеется дефицит строительного щебня».
Министр опять же заверил, что сегодня на строительстве дорог республиканского значения казахстанское содержание свыше 90%. Конкретно на этом проекте, в Центральном Казахстане плюс, в тех регионах, где есть достаточный объем щебня, он достигает 96%.
«Проблема была 4-5 лет назад, когда у нас не было собственного битума, но сейчас работает завод «Каспий-битум», и мы даже можем, выходим на проектную мощность, и начнем возможно экспортировать битум со следующего года в наши соседние страны Центральной Азии. Проблема с щебнем в западном регионе есть, но в Актюбинской области именно на этом проекте будет использоваться актюбинский щебень. При строительстве дороги дальше, в сторону от Маката, и ряд проектов в Мангистауской области, мы привозим железнодорожным транспортом из Актюбинской области», - сообщил он.