В документе отмечается, что несмотря на неблагоприятные внешние факторы, макроэкономическая ситуация в стране в отчетном периоде характеризовалась сохранением положительных темпов роста экономики, за исключением отдельных секторов, непосредственно зависимых от внешней конъюнктуры. По предварительным данным комитета по статистике министерства национальной экономики, ВВП в номинальном выражении составил 46 193,4 млрд тенге, что выше планового значения на 1 839,4 млрд тенге. Значительное расхождение в номинальном значении сложилось впоследствии неучтенности ценовых факторов роста. Дефлятор ВВП при прогнозе 107,9% составил 111,9%. Темп роста ВВП за 2016 год в реальном выражении сложился на уровне 101%, что на 0,5 п.п выше прогнозного уровня.

Росту экономики способствовало увеличение инвестиций в основной капитал на 105,1% (7,7 трлн тенге). Инвестиции за счет собственных средств за последние три года увеличились на 878,1 млрд тенге и достигли в 2016 году 4 684,5 млрд тенге, что составляет 60,7% в структуре инвестиций в основной капитал. Средства государственного бюджета в инвестициях сократились на 91,3 млрд тенге и снизились в структуре зафиксированных в 2015 году (18%) до 15,2%.

Сокращение инвестирования за счет кредитов банков на 26,1 млрд тенге (5,8% в структуре инвестиций против 6% в 2015 году), связанное с дефицитом долгосрочных банковских ресурсов, а также рост инвестиций за счет других заемных средств на 155,7 млрд тенге «усиливают риски дефицита долгосрочных банковских ресурсов и роста долговых обязательств страны».

Годовая инфляция в декабре 2016 года к декабрю 2015 года составила 8,5%. Цены на продовольственные товары выросли на 9,7%, непродовольственные — 9,5%. Реальные денежные доходы населения снизились на 4,5%, реальная заработная плата — на 0,9%.

За пять лет мировые цены на нефть снизились более чем в 2,5 раза, она подешевела на 26,8%, что отразилось на показателя внешней торговли. Внешнеторговый оборот Казахстана сократился на 19% и составил $62 млрд. Экспорт сложился на уровне $36,8 млрд, снизившись на 20%, импорт — $25,2 млрд, снизившись на 17,6%.

За пятилетний период государственный и гарантированный государством долг вырос в три раза. По состоянию на 1 января 2017 года он сложился на отметке 11 436,6 млрд тенге, что на 26,8% больше уровня прошлого года. К ВВП государственный долг составил 25,7% и «остается в безопасных пределах». Государственный внешний долг вырос по сравнению с 2012 годом в 6,1 раза и зафиксирован в размере 4 896,7 млрд тенге, что составляет почти половину (42,8%) от общего объема государственного долга. Долг правительства в структуре валового внешнего долга увеличился с 8,3% в 2015 году до 8,5% в 2016 году. В целом, суммарный долг правительства и внешний долг субъектов квазигосударственного сектора достиг в 2016 году $57,2 млрд, что составляет 93,7% валютных активов национального фонда ($61 млрд).

При этом, по оценке Счетного комитета, внешние заимствования через выпуск еврооблигаций являются «недостаточно» эффективными, поскольку не обеспечивают внутреннее развитие рынка долговых инструментов при наличии его значительного потенциала». Кроме того здесь уверены, что в отдельных случаях принятие решений о заимствовании носило преждевременный характер, поскольку остатки бюджетных средств на конец отчетного периода составили 158,4 млрд тенге. Все это говорит о том, что «каждый шестой заимствованный тенге был излишним».

Неблагоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках, сокращение объемов производства в нефтяном секторе привели к сокращению поступлений в Нацфонд. Его активы снизились на 3,7% до $61 млрд, международные резервы страны, включая активы Нацфонда, по оперативным данным, уменьшились на 0,5% до $90,8 млрд. Поступления в Нацфонд снизились на 10,8 трлн тенге или более чем в 8 раз по сравнению с 2015 годом. А инвестиционный доход от управления Национальным фондом по итогам 2016 года сложился отрицательным в сумме 15,1 млрд тенге, прямые налоги от организации нефтяного сектора уменьшились на 483,1 млрд тенге.

Сокращение поступлений в Нацфонд наряду с увеличением трансфертов в республиканский бюджет, привели к снижению его средств на конец 2016 года до 23,9 трлн тенге, или на 1,9 трлн тенге меньше уровня прошлого года.

Затраты республиканского бюджета, отмечают в Счетном комитете, исполнены на 98,2%, или в сумме 7 899,8 млрд тенге, несмотря на проведенное в ноябре уточнение.

Как отмечается в документе, по информации министерства финансов, неисполнение плана по затратам составило 145,9 млрд тенге, в том числе, неиспользованный резерв правительства — 75,6 млрд тенге, экономия - 34,3 млрд тенге и неосвоение — 36 млрд тенге.

По результатам аудиторских и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетным комитетом в 2016 году, выявлены нарушения на сумму 1 211,5 млрд тенге, неэффективное использование бюджетных средств и активов государства — 44,1 млрд тенге. Остатки средств субъектов квазигоссектора, на контрольных счетах наличности казначейства (в соответствии с бюджетным кодексом они относятся к неэффективно использованным — V), выделенных на формирование и увеличение уставного капитала, сложились в объеме 113,1 млрд тенге, в том числе средства республиканского бюджета 2016 года — 14,5 млрд тенге.

«Сумма неэффективно использованных бюджетных средств, выделенных на решение социально-экономических задач в 2016 году составила 267,9 млрд тенге», - говорится в отчете.

При этом, наибольшие суммы неосвоения по расходам допущены министерствами обороны — 29 млрд тенге (80,5%), внутренних дел — 1,2 млрд тенге (3,3%), образования и науки — 1 млрд тенге (2,8%), иностранных дел — 920,2 млн тенге (2,6%) и сельского хозяйства — 870,2 млн тенге (2,4%).

Всего, по различным причинам правительством не в полной мере исполнено шесть статей. Как отмечают в Счетной комитете, в стране отсутствует системный подход к корректировке принятых правительством решений. Например, в постановление правительства от 8 декабря 2015 года №972 «О реализации закона о республиканском бюджете на 2016-2018 годы» изменения вносились 31 раз, восемь из которых приходится на третий квартал 2016 года, 17 — на четвертый квартал.

Таким образом, в Счетном комитете приходят к выводу, что сохранение зависимости от доходов республиканского бюджета от трансфертов из Национального фонда «увеличивает риски безопасного осуществления сберегательной и стабилизационной функций Национального фонда». Снижение объема «длинных денег», направляемых банкам второго уровня в реальный сектор, препятствует неинфляционному развитию экономики и проводит к замещению финансирования экономики бюджетными ресурсами. Отмечают в комитете неравномерность поступлений в бюджет в течение года, рост долговых обязательств местных исполнительных органов перед правительством, увеличение объема уплаченных административных штрафов и некачественную разработку правительственных программ и стратегических планов госорганов, а также несбалансированность их основных параметров между собой и с документами системы государственного планирования вышестоящего уровня. В очередной раз здесь указывают на частоту внесения корректировок в законодательство, сложность, многоэтапность и затратность реализации отдельных процессов, формированное развитие технологий и требований к их безопасности «обусловливают значительные отклонения от регламентированных процедур и требований при исполнении бюджета». Кроме того, «за последние годы наблюдается снижение эффективности управления активами отдельными субъектами квазигосударственного сектора».

В этой связи Счетный комитет рекомендует ввести ответственность за принятие решений об осуществлении заимствований для покрытия дефицита бюджета, размеры которых превышают индикаторы экономической безопасности страны. Предусмотреть более жесткие ограничения под предоставление гарантий под поручительство правительства страны, установить запрет на внесение изменений в госпрограммы в последний год их реализации. Ввести обязательное проведение оценки эффективности реализации программ после их завершения либо постановки на утрату для проведения «работы над ошибками». Здесь рекомендуют провести инвентаризацию документов системы госпланированя, содержащих вопросы перехода Республики Казахстан к «зеленой экономике», с принятием мер по их сбалансированности, устранения несоответствий и противоречий. Вновь Счетный комитет просит пересмотреть подходы к оценке реализации республиканскими администраторами бюджетных программ «через призму фактического достижения показателей на местном уровне», выработать действенный механизм финансирования государственных холдингов и национальных компаний по принципу бюджетирования, ориентированного на результат, регламентировать административную ответственность за несоблюдение субъектами квазигоссектора норм адмрасходов и в целом, за неэффективное использование бюджетных средств и управление активами государства с одновременной разработкой «нормативов соотношения управленческого звена к общей численности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора, а также нормативов расходов на содержание одного работника».  

«Комитет по финансам и бюджету готов рассмотреть данные отчеты и предоставить заключение до 22 июня 2018 года», - сообщила секретарь комитета по финансам и бюджету Мажилиса Татьяна Яковлева.