«В целом, правительство выполнило уточненные параметры по доходам и расходам республиканского бюджета. Были обеспечены рост экономики в запланированном коридоре, а также макроэкономическая и социальная стабильность страны», - сказал депутат мажилиса Серик Кусаинов.
В то же время, отметил он, из года в год депутаты констатируют, что качество, эффективность планирования республиканского бюджета не улучшается. В течение года неоднократно уточняются прогнозы макроэкономических показателей, вносятся изменения в документ. В прошлом году основные параметры уточнялись дважды и 31 раз пересматривались. Несмотря на это РБ исполнен с другими параметрами, как по доходной, так и по расходной части.
«В целом правительство обеспечило исполнение расходной части бюджета на 100,2%. Однако по данным СК в 2016 году план по поступлениям исполнен на 99% к уточненному плану. Таким образом бюджет недополучил около 76 млрд тенге», - добавил он.
Кроме того, количество юридических лиц в 2016 году увеличилось на 13%, а число прибыльных уменьшилось на 9%, а количество убыточных налогоплательщиков возросло на 75%, что, в том числе, повлияло на снижение общей суммы налогооблагаемого дохода, который уменьшился на 21%. Соответственно сумма убытков возросла в шесть раз.
Депутат также отметил неэффективность налогового администрирования, недоимка выросла более, чем в 2 раза и составила более 98 млрд тенге.
Правительству не удалось обеспечить полное эффективное исполнение бюджета. В конце прошлого года при уточнении бюджета 18 администраторов бюджетных программ уменьшили свои расходы почти на 119 млрд тенге. Не смотря на уменьшение расходов и на неоднократное уточнение и корректировки бюджета по состоянию на 1 января 2017 года, остаток средств на контрольных счетах наличности РБ составил более 108,5 млрд тенге. Кроме того, по оценке министерства финансов неэффективно использовано 85 млрд тенге, а по оценке счетного комитета 268 млрд тенге. В результате внушительный объем средств РБ в отчетном периоде не работал на экономику страны.
«У государственных органов нет мотивации для повышения эффективности использования бюджетных средств, нет должного контроля со стороны администраторов бюджетных программ за ходом освоения целевых трансфертов», - подчеркнул Кусаинов.
Обратил внимание мажилисмен и на некачественное исполнение государственных программ. «Программы неэффективно исполняются, прежде всего, из-за некачественного планирования и контроля за ходом реализации мероприятий. Так как сегодня у нас, в основном, программное планирование, необходимо проводить регулярную оценку эффективности долгосрочных программ, с возможностью их корректировки или досрочного прекращения в случае неэффективной реализации. В стратегических планах администраторов программ много недостатков и необоснованных показателей…. Кроме того, плановые показатели по индикаторам перевыполняются в разы без дополнительных затрат, или наоборот, плановые показатели не достигаются, но средства используются в полном объеме. Это говорит о низком качестве планирования, обоснованность показателей вызывает сомнение», - продолжил рассказывать депутат.
В целом, одной из основных проблем реализованного бюджета за 2016 год, является низкое качество администрирования финансовых средств и, как следствие, низкая эффективность бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы.
Депутат член комитета по финансам и бюджету Сергей Ершов также отметил, что в 2016 году из 479 целевых индикаторов, обозначенных в стратегических планах госорганов, достигнуто всего 372, или 78 процентов. Из общего количества целевых индикаторов 83 являются индикаторами глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ). По данным индикаторам выполнено всего 39 процентов.
«ВЭФ ведет рейтинг глобальной конкурентоспособности государств, а Глава государства четко определил, что Казахстан должен войти в число 30 развитых государств мира к 2050 году. При создавшемся положении дел у нас возникают большие сомнения в том, что к установленному сроку мы эту задачу выполним», - отметил сенатор.
По мнению палаты, правительству необходимо предпринять соответствующие меры для исключения подобных случаев. Одной из мер должно быть установление персональной ответственности за исполнение по каждому индикатору, а также определение их актуальности, объективности и достижимости.
«Бюджетные программы характеризуют качество освоения бюджетных средств. Вместе с тем сложно судить о качестве освоения, если бюджет уточнялся дважды - в марте и октябре. 31 раз подвергалась изменению постановление правительства, принятое в реализацию республиканского бюджета. Причем 17 изменений приходится на четвертый квартал. Имеется случай, когда на одну календарную дату приходится 2-3 постановления о внесении изменений. Мы согласны с мнением Счетного комитета, что данные факты свидетельствуют об отсутствии системного подхода при корректировке постановления правительства, что значительно усложняет процесс реализации республиканского бюджета», - подчеркнул Ершов.
Несмотря на значительные корректировки параметров, доходы бюджета так и не достигли 100-процентного уровня - исполнено на 99,1 процента или 8,8 триллионов тенге.
«По сравнению с 2015 годом доходы выросли на 25 процентов, но что за этим стоит? Анализ показал, что значительную роль в росте доходов сыграла девальвация курса национальной валюты», - сказал депутат.
По мнению Ершова, сегодняшний день требует ускоренного структурного преобразования доходов бюджета с целью замещения трансфертов из национального фонда поступлениями от несырьевой экономики. В этом плане правительству необходимо предпринимать более решительные шаги – «необходимо переломить многолетнюю тенденцию снижения доли налоговых поступлений и начать максимально ее наращивать». Сенатор подчеркнул,что нельзя оставить без внимания вопрос увеличения государственного внешнего долга, который вырос с 2012 года в 6 раз и составил порядка 5 трлн. тенге. Расходы на обслуживание и погашение правительственного долга обошлись бюджету в 904 млрд. тенге.
«Хотя данный показатель не превышает ограничения в 15 %, налицо многолетняя устойчивая тенденция наращивания государственного долга. Необдуманная, зачастую неоправданная практика использования заемных средств в будущем может отрицательно отразиться на отечественной бюджетной системе и в целом на экономике страны», - возмутился он.
Подытоживая выступление, депутат Ершов подчеркнул, что всеозученные проблемные моменты уже имели место при рассмотрениях отчетов предыдущих периодов. Из этого следует вывод –«существующую бюджетную систему нужно кардинально пересмотреть таким образом, чтобы она исключала возможности появления названных нами недостатков, и также способствовала наиболее эффективной реализации бюджетных процессов».
«На наш взгляд бюджетная система должна предусматривать не только наказание за неисполнение плановых показателей, но и стимулирование их качественного и своевременного достижения. Считаем, что именно сочетание неотвратимости наказания и правильной мотивации, будет являться ключевым фактором качественного осуществления государственных функций не только в бюджетной, но и во всех остальных сферах жизнедеятельности государства», - заключил он.
Отчет правительства и счетного комитета депутаты одобрили единогласно. За проголосовали 44 присутствующих сенатора и 105 мажилисменов.
В свою очередь, премьер-министр Бакытжан Сагинтаев пообещал, что правительство учтет все пожелания и предложения, озвученные народными избранниками.
«Все ваши вопросы и предложения охватывают все отрасли экономики. Все замечания и вопросы уместны, и мы непременно их тщательно изучим в правительстве, и учтем в нашей дальнейшей работе. Также перед правительством стоят дополнительные поручения главы государства, которые он дал на заключительной панельной сессии Астанинского экономического форума. Нам необходимо год завершить с ростом 4%. Для этого нам необходимо проделать определенную работу. Я думаю, это будет реализовано при вашей поддержке», - сказал Сагинтаев, еще раз поблагодарив депутатов.