Как сообщил депутатам заместитель генерального прокурора Марат Ахметжанов, в законопроекте определены пять ключевых направлений. Речь идет об усилении уровня защиты прав человека, повышении состязательности сторон, упрощении процедуры расследования, и обеспечение экономичности процесса. Кроме того, в генпрокуратуре намерены расширить судебный контроль, а также исключить дублирование и четко распределить полномочия между органами следствия, прокуратуры и судов.
«По Конституции срок задержания 72 часа, мы сократили его до 48 часов. А если это несовершеннолетний, то до 24 часов. В связи с чем возникло такое предложение? Во главу угла мы ставим права человека. Конечно, 48 часов – это международный стандарт всех развитых стран, и мы должны к этом идти. И, как вам известно, согласно сведениям прокуроров, нарушения прав человека происходит именно в этот период. Поэтому, чтобы избежать неправомерных действий именно на этом этапе, мы предусматриваем совершенствовать путем сокращения срока задержания», - пояснил заместитель генпрокурора.
В то же время, срок задержания 72 часа остается по «сложным делам» – это особо тяжкие преступления, террористические и экстремистские преступления, массовые беспорядки, преступления, осуществляемые преступными группами, по незаконному обороту наркотиков, половой неприкосновенности несовершеннолетних, по умышленным деяниям, повлекшим смерть, а также по сложным делам, и еще в случае, «если мы физически не успеваем довести человека к судье из-за отдаленности и отсутствия путей сообщения, либо при чрезвычайном положении».
«Тут еще одна проблема, органы расследования заводят дело по одному факту. Затем, раз не находят доказательств, начинают против этого человека искать другие зацепки, лишь бы его посадить, чтобы потом не отвечать за незаконное задержание либо арест. Условия для такой практики будут исключены», - заверил Ахметжанов.
Кроме того, чтобы снизить давление на бизнес, по экономическим преступлениям под стражу подозреваемых брать не будут.
«Они не опасны для жизни людей», - подчеркнул он, добавив, что все же «это не коснется рейдерства, подделки денег, контрабанды, финансовых пирамид и ОПГ».
Более того, разработчики перенесли из подзаконного акта в кодекс норму, которая запрещает начинать расследование, если нет акта налоговой проверки или ревизии, либо нет судебного решения о мнимости или притворности сделки.
Еще один вопрос – это усиление состязательности. Для этого в законопроекте расширяют полномочия адвокатов.
«Они смогут через судью заставлять следователей проводить нужные им осмотры, обыски, эксгумации и другие следственные действия. Сейчас они могут только экспертизу и выемку и то ждут, пока следователь даст им отказ. (Кроме того, сейчас – V) нужен обмен доказательствами между сторонами, чтобы, не дожидаясь суда, восстановить права человека. У адвокатов также будет право не раскрывать доказательства, которые имеют особое значение для защиты, и они хотят показать его только суду», - заключил Ахметжанов.