«Законопроектом предусматривается установление запрета на предоставление земельных участков, расположенных в пограничной полосе и пограничной зоне, иностранцам, лицам без гражданства, гражданам Республики Казахстан, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, иностранным юридическим лицам и юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в пределах пограничной полосы государственной границы, не предоставляются в собственность и землепользование», - подчеркнул Мырзахметов.
Более того, поправки по совершенствованию норм по аренде сельхозземель предусматривают предоставление таких земель только гражданам Республики Казахстан и казахстанским юридическим лицам без иностранного участия.
Вместе с тем, сохранив институт аренды сельхозземель казахстанцам, законопроектом предусмотрено установление отдельного порядка предоставления сельхозземель на конкурсной основе. Для усиления контроля за рациональным использованием предоставляемых сельхозземель, документ предусматривает ведение постоянного мониторинга: первые 5 лет аренды – ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне - каждые 3 года, на богарной – каждые 5 лет. Показателями мониторинга будет являться: целевое назначение земельного участка, сохранение уровня урожайности, соблюдение севооборотов, недопущение зарастания земель сорняками, проведение мероприятий по охране земель и исполнение условий договора аренды. Порядок ведения мониторинга будет устанавливаться министерством сельского хозяйства и осуществляться комиссионно, в составе представителей органов земельных отношений, сельского хозяйства, общественных организаций и объединений.
«Результаты мониторинга будут служить основанием для продления срока аренды земельного участка…. Несоблюдение условий договора аренды земельного участка будет являться основанием для его расторжения в установленном законодательством порядке», - отметил министр.
Для исключения предоставления больших площадей сельхозземель в «одни руки», законопроектом предусмотрено установление максимальных размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в аренде у казахстанцев в пределах административных районов (городов) каждой области по видам угодий. Их размеры будут утверждены правительством по предложению местных представительных и исполнительных органов.
Законопроектом также рассматриваются вопросы отнесения к государственным нуждам обеспечения сельских жителей пастбищами и выделения земель под индивидуальное жилищное строительство, дающие акиматам возможность выкупа земельных участков с обоснованием ее необходимости. Для решения проблем с нехваткой пастбищных угодий для выпаса скота личного подворья предусмотрены нормы, согласно которым вокруг населенных пунктов будут определены площади пастбищ, необходимые для удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья.
«На данных территориях устанавливается запрет на их предоставление в аренду физическим и юридическим лицам Республики Казахстан», - также отметил Мырзахметов.
Кроме того, учитывая, что на сегодняшний день большая часть пастбищ вокруг населенных пунктов находится в собственности и землепользовании отдельных лиц, акимам «будет предоставлена возможность их изъятия, путем отнесения нужд населения в пастбищных угодьях к государственным нуждам». На эти цели, сообщил глава Минсельхоза, по прогнозам может потребоваться от 56,3 млрд тенге до 188,8 млрд тенге. Однако, так как данная норма вступит в силу только с 2020 года, в бюджете пока данные средства не заложены.