По мнению депутатов, призывы родителей и учителей «хорошо себя вести, не нарушать закон, быть честными» сегодня не работают.
«До введения ЕНТ в школах поощрялась общественная, коллективная деятельность, где ребята могли в конструктивном русле, в создаваемых командах учиться общаться, жить по разработанным группой правилам, понимая, что такое хорошо и что такое плохо. Навыки, правила позитивного, полезного взаимодействия, полученный опыт переносились детьми в обыденную жизнь. (…) После введения ЕНТ ценностным ориентиром в школе стали показатели тестирования. Успехи на поприще воспитания никак и никем не учитывались. Воспитательный процесс сошел на нет. Где тогда ученик может научиться позитивному коллективному сотрудничеству, получить опыт альтернативам драк при необходимости выяснения отношений?», - отмечается в запросе.
Депутаты подчеркивают, что «не все гладко и в семье», которая, по сути, «дает модель семейных отношений», так как «каждая третья семья разводится». Еще одним оплотом воспитательной среды является дополнительное образование.
«Оптимизация организаций дополнительного образования – сомнительная инициатива министерства национальной экономики, поддержанная акиматами, еще дадут свои отрицательные результаты. За цифрами не увидели ребенка. За мифическим финансовым интересом – вечные ценности. К примеру, в Сарыагашском районе, о котором в связи с насилием в подростковой среде, много говорили в последнее время, по словам общественности, нет ни одного современного спортивного поля, не работает клуб, закрыта Детская юношеская спортивная школа, дом школьников, кинотеатр и другое», - считают авторы запроса, отмечая, что «наши дети учатся дружить по фильмам, где бандитизм возводится в ранг благородных отношений, по виртуальным играм, где жизнь человека не представляет ценность».
«Также нужно понимать, что в изменившемся мире старые подходы в воспитании – собрания, увещевания, ужесточение мер – не будут иметь действенного результата. Нужна планомерная системная работа по изменению ситуации с воспитанием учащихся и молодежи, нужны новые подходы, современные практики.», - подчеркивают депутаты.
В связи с этим они предлагают министерству национальной экономики и акиматам «прекратить продажу и оптимизацию объектов дополнительного образования детей и молодежи», министерству культуры и спорта и местным исполнительным органам «в полном объеме выполнить указание президента, данное в послании народу: «Найти резервы и повысить доступность массового спорта и физкультуры, обустроить дворы, парки, скверы для занятий спортом», а также поддержать и распространить инициативу управлений образования и культуры Шымкент по движению «Театр – детям, дети – театру».
Министерству образования и науки предложено при сокращении нагрузки для учащихся свободные часы передать для развития дополнительного образования в школах, принять меры по повышению квалификации психологов, социальных педагогов и вожатых. Кроме этого, предлагается создать республиканский call-центр, «где каждый психолог сможет получить квалифицированную помощь в работе», а также «обеспечить каждого учащегося информацией о функционировании бесплатного, круглосуточного телефона доверия для детей и молодежи – 111».
Вместе с этим депутаты КНПК предлагают МВД «ввести правило абсолютной нетерпимости к дракам, вымогательству, буллингу».
«Недоведение информации о проблемах во взаимоотношениях школьников полиции считать сокрытием преступления. Проступки и преступность в детской, молодежной среде поставить на особый контроль», - отмечается в запросе.
Также авторы запроса просят поддержать призыв президента о пользе волонтерства и добровольчества и в школьной среде и создать межведомственную комиссию из числа общественников, профессиональных психологов, аналитиков, экспертов, чиновников, чтобы разработать стратегический план действенных мер «по изменению ситуации в вопросах воспитания детей и молодежи».