«В своем послании президент поставил задачу по снижению теневого оборота в экономике, как минимум на 40% за три года. Здесь в части госзакупок мы предлагаем ввести инструмент общественного их мониторинга. В 2018 году порядка 72,5% госзакупок, на наш взгляд, были проведены с ограничением конкуренции», - сообщил Ошакбаев, отметив, что есть четыре больших проблемы в этой сфере – это завышение цены, увеличение стоимости заключенных договоров, учреждение технической спецификации и приобретение нецелесообразных товаров, работ и услуг.

В качестве примера «несвойственных» товаров для госслужащих Ошакбаев привел заявку управления внутренних дел Туркестана на покупку массажного кресла стоимостью 422 тыс. тенге.

«Зачем массажное кресло по такой большой цене УВД? Мы недоумеваем, - сказал глава центра. - То есть система мониторинга позволяет на разных ступенях выявлять и информировать исполнителей и организаторов закупок, что их закупка выглядит не очень красиво».

Другая проблема ограничения конкуренции, когда при проведении тендера требуется большой объем, но при значительно завышенной цене, «чтобы никто не пришел». Но затем приходит один поставщик, заключает договор, после, при помощи 10-ти допсоглашений, «эта сумма при неизменном объеме увеличивается до пяти млрд тенге».

«Это явление очень распространено. В первом полугодии 2018 года, когда мы проводили анализ, было выявлено порядка 9 тыс. договоров, заключенных подобным образом», - подчеркнул Ошакбаев, констатировав, что нормативная правовая база несовершенна и не позволяет бороться с подобными схемами, неправомерно ограничивающими конкуренцию.

«Есть аналитическая система «Око», которая хорошо известна всем правоохранителям. Эта система позволяет мониторить всю информацию в отношении госзакупок с портала, в отношении закупок «Самрук-Казыны» и позволяет внутри себя идентифицировать порядка 42 видов рисков, в том числе – коррупционных», - сделал предложение глава центра.