«Комиссия пришла к следующим выводам: причиной авиационного происшествия с человеческими жертвами явилось попадание самолета в условия сильного сдвига ветра, что привело к возникновению опасной ситуации в полете, с которой экипаж не справился. Важной сопутствующей причиной происшествия стала временная потеря мощности двигателя в наборе высоты в последнем полете», - сказал Жумасултанов на брифинге во вторник.
Кроме этого, по его словам, было много других сопутствующих факторов. Основные из них - это фальсификации и несоответствие в работе авиационного учебного Training Center Part – FCL.
«К примеру, организация и выполнение полетов проводились на аэродроме «Азем», в паспорте которого учебные полеты не разрешены. Аэродром не был предназначен для полетов. Предварительная подготовка перед началом полетов в качестве КВС-инструктора вообще не производилась. Это комиссия установила. А запись в журнале о предварительной подготовке была сфальсифицирована», - пояснил Жумасултанов.
«Горный подъем имеет такие особенности, которые вызывают сдвиги ветра – нисходящие и восходящие потоки. В данном случае самолет попал в восходящий поток и очень быстро начал набирать высоту, его подхватило и понесло вверх. В этой нестандартной ситуации экипаж отвел ручку управления на себя, в этот момент возникло такое явление как отрицательная перегрузка. В результате произошло временное нарушение снабжения топливо-воздушной смесью двигателя. Была потеряна мощность двигателя и скорость самолета, что и привело к его падению», - продолжил он.
По его словам, авиакомпанией-эксплуатантом данного самолета в день катастрофы не была получена в метеоцентре информация о погоде, тогда бы уже было видно, «что подходит фронт, порывы ветра и так далее».
«Просто полеты не должны были быть в этот день. Из каких соображений это было сделано, разберутся наши компетентные органы», - сказал Жумасултанов.
Отвечая на вопрос журналистов, почему так долго велось расследование катастрофы, представитель МИИР отметил, что «был ряд объективных причин».
«Одна из них, руководитель этого ТОО, сейчас в бегах. Приходилось отправлять обломки двигателя, винта, частично узлов самолета на экспертизы, двигатель немецкого производства, самолет итальянского производства. Детали на исследования мы отправляли в Италию, в Австрию на заводы-изготовители», - пояснил он.
Самолет «Технам-2002» разбился под Алматы 10 августа 2017 года во время выполнения учебно-тренировочного задания. В результате погибли пилот-инструктор и курсант. Предварительной причиной крушения «Технам 2002» называлось сваливание при взлете из-за воздушных потоков.